Найти тему
Горком36 | Воронеж

Воронежский бизнес умеет адаптироваться: как предпринимательство региона работает в новых условиях

Оглавление

Российские власти не ожидали, что отечественный бизнес так быстро заместит ушедшие иностранные компании, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. Как справляется с новыми вызовами воронежское малое и среднее предпринимательство (МСП), на брифинге в правительстве области рассказал руководитель департамента предпринимательства и торговли Сергей КОРЧЕВНИКОВ.

Российские власти не ожидали, что отечественный бизнес так быстро заместит ушедшие иностранные компании, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. Как справляется с новыми вызовами воронежское малое и среднее предпринимательство (МСП), на брифинге в правительстве области рассказал руководитель департамента предпринимательства и торговли Сергей Корчевников.

Санкции как перспективы

– Наблюдался ли рост предприятий МСП или же шло уменьшение их количества под влиянием санкций?

– Наш бизнес умеет адаптироваться к изменениям, мы в этом убедились еще в 2020 году, когда началась пандемия коронавирусной инфекции. Мы со своей стороны стараемся разрабатывать и реализовывать меры поддержки, которые поспособствуют как сохранению бизнеса, так и его расширению.

Многие предприниматели вообще отнеслись к санкциям и уходу с рынка части компаний как к новым перспективам развития бизнеса.

Значительный рост по сравнению с январем 2022 года наблюдается в сфере образования (17%), обрабатывающего производства (3%), а также в деятельности гостиниц и предприятий общественного питания (8%). Снижение в некоторых областях есть, но оно минимальное.

Общее количество субъектов МСП за пять месяцев 2023 года увеличилось на 2295. Также стоит обратить внимание на увеличение количества самозанятых граждан, прирост которых с января 2023 года составил порядка 15 тыс. человек.

– Есть ли заметные достижения в вопросах импортозамещения?

– Одним из ярких примеров можно назвать предприятие «Научно-исследовательский институт механотронных технологий – Альфа – Научный центр», которое занимается производством высокотехнологичной продукции, в частности, космического и медицинского оборудования. Предприятие выпускает уникальные продукты не только в сфере импортозамещения, но и для отрасли в целом. Например, был разработан первый привод, который работает в открытом космосе (остальное оборудование, как правило, работает в капсулах). Еще одним успешным примером может стать компания «КвадроПресс» – единственная в России, которая сейчас полностью замещает западных производителей по изготовлению складской техники.

Акционерным обществом «Российский экспортный центр» совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ проведена работа по сбору информации о потребностях организаций в сырье, оборудовании и комплектующих для производства товаров, ранее импортируемых из стран, присоединившихся к санкциям. Кроме того, в целях оперативной организации работы по поиску потенциальных поставщиков на базе портала малого и среднего предпринимательства АНО «Центр поддержки предпринимательства Воронежской области» создана «Биржа импортозамещения Воронежской области».

Прилавки не опустели

– А как проходит импортозамещение в торговле?

– В связи с введением против РФ санкций многие зарубежные компании ушли с российского рынка. Но на смену им пришли отечественные бренды.

Так, компания PepsiCo заявила об уходе с российского рынка своих популярных брендов в сентябре 2022 года. Она перестала разливать в России Pepsi, 7Up, Mirinda и Mountain Dew, но полностью из РФ не ушла, расширив линейку газированных напитков под марками Evervess и «Русский дар». У последнего раньше был только квас, а теперь появились «Дюшес», «Тархун» и «Дикая тайга». Evervess представлен вкусами тоник, лимон-лайм, биттер лемон, Black Royal, апероль, апельсин и другими. Бренды «Добрый» и Rich и заменят продукцию Coca-Cola.

В нише электрических и газовых плит первое место занял белорусский Gefest, российский бренд Darina (Пермский край) – второе, а третье – Flama (Краснодарский край). Среди холодильников в пятерку наиболее востребованных брендов вошел белорусский «Атлант» (востребован также в морозильных камерах и стиральных машинах), в топ-10 оказался Pozis (Татарстан), востребованным является также российский Kraft. В категории кухонных вытяжек в лидирующую группу традиционно входит Elikor (Калуга).

Однако не каждый человек успел быстро адаптироваться и перейти на отечественные бренды, многие все так же отдают предпочтение иностранным компаниям, и на такой случай действующее законодательство разрешило ввоз в Россию и продажу на территории страны отдельных категорий товаров без согласия правообладателя – в рамках параллельного импорта.

Так что большинство товаров и брендов все так же можно приобрести на территории России, но по более высоким ценам (в сравнении с ситуацией до использования параллельного импорта), что сильно отразилось как раз таки на товарообороте.

– Что происходит сейчас в торговле?

– В 2022 году наблюдался спад оборота как розничной, так и оптовой торговли. По данным Воронежстата, оборот розничной торговли в Воронежской области в 2022 году составил 92,1% по отношению к 2021 году в сопоставимых ценах, оптовой – 94,6%.

Снижение индекса физического объема торговли объясняется массовым уходом с рынка известных мировых брендов и приостановкой работы иностранных компаний в сфере торговли, введенными иностранными государствами санкционными ограничениями, разрушением логистических цепочек, необходимостью быстрого поиска новых поставщиков и высоким уровнем инфляции, который мы наблюдали в прошлом году.

Однако процессы импортозамещения, выход на рынки новых товаропроизводителей способствуют стабилизации ситуации в сфере торговли.

Оборот розничной торговли пошел в рост. Так, с января по апрель текущего года он составил уже 97,6% к аналогичному периоду прошлого года.