Найти тему
Александр Дедушка

Почему, по словам св. Серафима Саровского, дьявол никогда не оставит нас в покое, пока не превратит в пыль?

Св. Серафим Саровский на одре болезни
Св. Серафим Саровский на одре болезни

Нам всем хочется покоя. Но есть тот, кто никогда нам его не даст, просто потому, что он не может этого сделать – это будет противоречить его природе.

И этот кто-то – дьявол.

Вот что об этом говорит св. Серафим Саровский:

«Мы всегда должны быть внимательны к нападениям диавола; ибо можем ли надеяться, чтоб он оставил нас без искушения, когда не оставил самого Подвигоположника нашего и Начальника веры и Совершителя Господа Иисуса Христа?»

Что ж – теперь понятно. Если уж Христа дьявол не оставил без испытания и искушения, то – что говорить о нас?

Нас он вообще рассматривает как легкую добычу, если уж не постеснялся и не посчитал за невозможное нападать на Иисуса Христа.

Это можно сравнить с тем, как какой-то насильник, потерпев поражение и побои от сильнейшего противника, начинает вымещать свою злобу на заведомо более слабых.

Вот почему св. Серафим тут же добавляет:

«Итак, мы должны всегда во смирении призывать Господа и молить, да не попустит на нас бытии искушению выше силы нашея, но да избавит нас от лукавого».

Нужно обратить внимание на это предупреждение.

Искушения на самом деле могут быть выше нашей силы, если мы не просим об их соответствии нашим силам.

Вообще жить без искушений для христианина невозможно – это надо принять за аксиому.

Но надо постоянно просить о том, чтобы эти искушения не превышали наши силы.

Если не будем этого делать, то Бог может попустить нам искушения свыше наших сил, чтобы мы научились надеяться не на самих себя, а на Него.

А то, какими жуткими могут быть эти искушения – в Евангелии есть очень характерная аналогия, которую батюшка Серафим доводит до логического конца:

«Сам Господь апостолу Петру сказал: Симоне! Симоне! Се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу (Лк. 22.31)… Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, яко мельничный жернов пшеничное зерно».

Вот какой устрашающий образ состояния человека, предоставленного Богом самому себе: зерно, истираемое в пыль муки жерновом.

У человека действительно нет никаких шансов в этом положении. Он будет раздавлен и уничтожен. По этому поводу ни у кого не должно быть никаких иллюзий.

А почему так – давайте рассмотрим это подобие подробнее.

На самом деле мельничных жерновов даже не один, а два. Один из них, как правило, неподвижен, а другой вращается.

Дьявола, нападающего на человека, батюшка Серафим сравнивает с жерновом. Но откуда тогда второй?

А второй – это мы сами. В нас тоже есть то самое «семя тли» (вторая молитва св. Антиоха на сон грядущий), которое происходит от дьявола, и действительно является его семенем.

Итак – один – вращающийся! – жернов – это сам дьявол.

Он, постоянно вращая вокруг нас те или иные события, будет подставлять нас под свои удары – через людей ли, обстоятельства жизни, глобальные перемены и бедствия…

Второй жернов – неподвижный! – это мы сами.

Мы действительно представляем собой этот затвердевший и жесткий как камень «жернов» своего эгоизма и накопленных за жизнь грехов.

Впрочем, хотите – можно представить и наоборот.

Дьявол – это неподвижный жернов, ибо «нет ничего нового под солнцем», и все события, несмотря на разные внешние декорации, имеют в основе своей один и тот же «неподвижный» алгоритм.

А мы – как раз и крутимся в своих грехах и эгоизме, как вращающийся жернов.

Ибо в нашей душе, как в калейдоскопе, постоянно сменяют друг друга вихри разного рода греховных страстей и желаний.

Но как ни крути, как ни представляй – у зернышка нашей души, у зернышка нашей жизни, попавшей под эти два жернова, нет никаких шансов уцелеть.

Никаких – ни малейшего. Пыль, одна мучная пыль останется от нас, если…

Если не то, о чем говорил батюшка Серафим и то, о чем говорится в молитве Господней:

«… и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого…» Мф. 5. 13.

Не стоит об этом забывать.