Из истории Челябинского тракторного
и Уральского вагоностроительного заводов. 1950–1970 гг.
Содружество, достигнутое СССР и западными державами в годы совместной борьбы против фашизма, оказалось непрочным. Противостояние ведущих стран капиталистического мира и Советского Союза, наметившееся после победы над Германией, становилось все более агрессивным, ввергнув мир в «холодную войну». Мощная армия и современные вооружения стали важнейшим аргументом в международной политике. Сильнейшей стороной Советской армии являлись танковые войска, не оставлявшие без заказов отечественных танкостроителей. Новые типы танков создавались в атмосфере напряженного соревнования не только с западными промышленниками, но и между советскими конструкторскими бюро – Нижнетагильским и Харьковским. В этом состязании специалисты из Нижнего Тагила выступали в одной упряжке со своим надежным партнером – Челябинским тракторным заводом.
Продолжение. Начало в № 21.
Еще в годы Великой Отечественной войны на Уральском танковом заводе начали создавать танки нового поколения. Разработка послевоенных типов машин шла по классическим канонам танкостроения: усиление огневой мощи, броневой защиты и, конечно же, подвижности.
Челябинское «стальное сердце»
Первый послевоенный танк Т-54 стал в своем классе самой сильной боевой машиной мира конца 1940–1950-х годов. Его высокую маневренность и надежность подтвердили многочисленные испытания в тяжелых дорожных условиях. Горы, подъемы, спуски, водные преграды… Нигде не подвело «стальное сердце». Дизель-мотор В-54 был создан конструкторами во главе с Иваном Трашутиным на Кировском заводе в Челябинске. По сравнению с Т-34 его мощность увеличилась до 520 л.с.
В начале 1950-х годов в Нижнетагильском танковом КБ произошли изменения, о которых следует сказать особо. В 1951 году главный конструктор Александр Морозов вернулся в Харьков, где возглавил КБ танкового завода № 75. На должность главного конструктора в начале 1953 года был назначен выпускник военной академии Леонид Карцев. Несмотря на молодость он оказался не только творчески мыслящим конструктором, но и великолепным организатором, сумевшим обеспечить сотрудников КБ перспективной и творческой работой. По его инициативе тагильское конструкторское бюро стало бороться за право оснащать армию новыми танками. Это означало вступление в дерзкое творческое соревнование с харьковскими конструкторами и с самим Морозовым.
Два подхода
Вскоре выяснилось, что два конструкторских бюро использовали несколько разные подходы при создании танков. Харьковчан привлекали высота полета инженерной мысли, ее красота и оригинальность. В своих изысканиях они старались создать принципиально новую машину. «Конек» харьковских танков – двухтактный двигатель 5ТДФ, одновременно мощный и компактный.
Работа в тагильском КБ была организована иначе. Вот как об этом рассказывает сам Леонид Карцев: «Харьковчане перед нами имели преимущества, так как в Москве все, вплоть до ЦК, делали ставку на них и всячески им помогали. С другой стороны, у харьковчан были колоссальные трудности, так как они, не имея задела отработанных узлов и механизмов, сразу решили значительно оторваться по тактико-техническим характеристикам от серийного танка. Мы же двигались отдельными шажками, беря и внедряя оперативно в серийный танк всё, что появлялось нового в науке и технике».
Оперативность внедрения технических новинок привела к тому, что в Нижний Тагил стали стекаться изобретения разных авторов и заводов. Примером может служить танк Т-55, производство которого началось в 1958 году. В нем нашли воплощение конструкторские идеи, предоставленные многими КБ Советского Союза. Среди них – системы защиты экипажа от ударной волны атомного взрыва и от радиоактивного заражения, термическая дымовая аппаратура вместо дымовых шашек и, конечно же, 580-сильный двигатель Челябинского тракторного завода В-55. Несколько ранее челябинцы предложили для установки на новой машине автоматическую систему противопожарного оборудования конструкции Сильченко.
Т-72 – рождение легенды
Cледующие поколения тагильских боевых машин Т-62 и Т-72 появились в результате конкурентной борьбы с харьковскими «объектом 430» и Т-64. Танк Т-62 стал результатом дальнейшего усовершенствования Т-55 путем установки более мощной гладкоствольной пушки. Работа продолжалась в течение 1957–1961 годов и завершилась принятием машины на вооружение Советской армии. Тем самым Т-62 потеснил главного претендента – харьковский танк «объект 430», на которого делало ставку Главное бронетанковое управление. Харьковчане снабдили свой танк двухтактным двигателем 5ТДФ собственной конструкции в 580 л.с. Но мотор был признан недостаточно мощным – он не имел никаких преимуществ перед надежным и испытанным дизелем В-55. А «объект 430» так и не был поставлен на вооружение.
В результате дальнейшей работы харьковского КБ под руководством Александра Морозова по совершенствованию танка 430 был создан и принят на вооружение танк Т-64 с двигателем 5ТДФ уже в 700 л.с. На правительственных показах всё выглядело просто блестяще. Но первые опыты войсковой эксплуатации Т-64 выявили низкую надежность двигателя. Кроме того, имелись большие проблемы с освоением производства дизелей 5ТДФ. Тем не менее постановление правительства от 15 августа 1967 года предусматривало организацию серийного производства Т-64 не только в Харькове, но и в Нижнем Тагиле, и в Ленинграде.
В Нижнем Тагиле к выполнению правительственного решения подошли, как всегда, нестандартно. Главный конструктор Леонид Карцев предложил усовершенствовать Т-64. Начали, конечно же, с мотора. «Только с новым двигателем Трашутина» – эти слова, произнесенные Карцевым во время обсуждения проблем производства Т-64 с министром оборонной промышленности Сергеем Зверевым, стали определяющими в работе тагильского КБ над новой машиной.
В конструкции Т-64 были внесены значительные изменения: установлены челябинский двигатель В-46 и тагильский автомат заряжания, позднее – усовершенствована ходовая часть. Параллельно проводились испытания боевой машины и поддерживалась постоянная связь с танковыми войсками. Первые образцы усовершенствованного Т-64 в Нижнем Тагиле были созданы в 1968 году. Вес танка увеличился с 39 до 41,5 тонны, но это компенсировалось более мощным двигателем в 780 л.с. 7 августа 1973 года машина была принята на вооружение под названием Т-72. Так в Нижнем Тагиле «родился» новый танк. Это была еще одна победа тагильских конструкторов, от которой выиграла прежде всего армия. Многочисленные совместные испытания второй половины 1970-х годов харьковского Т-64 и тагильского Т-72 показали, что по подвижности и особенно надежности тагильский танк значительно превосходил харьковский, в чем немалая заслуга челябинских моторостроителей. Особенно наглядным это становилось в сложных дорожных условиях: сильно пересеченной или запыленной местности, высоких или, наоборот, низких температур. Не случайно Т-72 – самый «воюющий танк». Во время войны в Ливане в 1982 году, в Персидском заливе в 1991 году и других боевых действиях в разных точках земного шара высокая боеспособность танка заслужила ему репутацию «лучшего танка мира».
Танковые подразделения – главная ударная сила сухопутных войск. Их подвижность зависит от подвижности боевых машин, а в конечном счете от качества двигателей. Четырехтактные танковые дизели семейства В-2 уже более шестидесяти лет доказывают свою надежность. И возможности этого двигателя еще не исчерпаны, что подтверждает плодотворная совместная работа конструкторов Нижнего Тагила и Челябинска. Два коллектива выработали единый эволюционный стиль работы, позволивший создать выдающиеся боевые машины.
Текст: Оксана Серебрякова, заведующая отделом Выставочного комплекса Уралвагонзавода.
Фото: из архива Выставочного комплекса УВЗ.