Найти тему
Наталья Косякова

Искренний по вере. О фильме «Борис Любимов. 10 встреч»

Кадр из фильма Дениса Бродского "Борис Любимов. 10 встреч".
Кадр из фильма Дениса Бродского "Борис Любимов. 10 встреч".

Недавно Киностудия Малого театра представила зрителям онлайн премьеру: новый фильм Дениса Бродского – «Борис Любимов. 10 встреч».

Картину ждала с нетерпением, потому что портретные рассказы Бродского – это всегда очень глубоко и душевно. А секрет здесь прост – режиссёру интересен собеседник, он просто вживается в него, даже влюбляется и и с удовольствием передаёт своё отношение зрителю.

«В этой истории, - рассказывает руководитель Киностудии Малого театра, - я чётко понимал, что это должна быть история во времени – поэтому появились 10 встреч и поэтому мы снимали в общей сложности около 9 месяцев».

С чувством, с толком, с расстановкой, что называется, потому что считает, что необходимо психологическое привыкание героя к камере, к съёмочной группе, чтобы вторжение в личное пространство человека не создавало ненужного дискомфорта. И потому киноповествование к зрителю приходит мягким и деликатным, с моментами тишины, которая добавит герою массу интересных штрихов.

«Для меня, - продолжает Денис, - зоны молчания, когда герой остаётся наедине с камерой, очень важны. Камера, как рентген, выявляет какие-то невидимые человеческому глазу вещи, видит насквозь. Этот приём я позаимствовал у Энди Уорхола, который просто ставил камеру в музее и уходил на время, оставляя известных личностей с ней наедине. За человеческим лицом наблюдать можно бесконечно и это чрезвычайно интересно».

Согласится на такой эксперимент, наверное, не каждый, но Бродский может уговорить, он к себе располагает. Неизменно говорит потом, что ему везёт с героями, но и им везёт не меньше с автором документальных лент.

И вопросы он задавать умеет тоже. «Кто он, Борис Любимов?», - совершенно неожиданно в самом конце съёмок спрашивает режиссёр своего героя. Вопрос немного каверзный, интервьюеры его любят, а вот героям он по душе не всегда, нередко лукавят.

Кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, театровед, театральный критик, историк театра, педагог, автор и ведущий теле- и радиопрограмм, ректор Высшего театрального училища им. Щепкина, заместитель художественного руководителя Государственного академического Малого театра России отвечает просто и искренне: «Весёлый, радостный и благодарный Богу и людям человек. Так хотелось бы».

И это как раз то, что мы увидим в картине. Настоящий философ и верующий в Бога человек не может быть другим, да ещё выросший в такой семье и с такими генетическими корнями. Честный и правильный.

Скажете, скучно и немодно? Так почему же мы плакаться в жилетку обычно идём именно к таким? Для кого семья – святое, природа и любимые собаки – умиротворение, город – необходимый тонус, а лекции для каждого курса – повод для развития и импровизации.

И зритель получает такое количество мудрых откровений, что картину хочется пересмотреть ещё и ещё - открываются секреты притяжения большой личности. Он услышит о духовно-душевном бронежилете, т.е. умении не навязывать другому своё страдание, о той из строчек молитвы «Отче наш», которая повторяется с особым усердием, о даре удивляться до последних дней жизни и о многом другом.

И, конечно, увидит зритель Бориса Любимова и в контексте Малого, где он служит непрерывно вот уже четверть века (работал с перерывом и раньше) и которому верен бесконечно.

А ещё будет разговор о свободе и ответственности, о том, какая красота спасёт мир, об одиночестве и коллективности, о сожалениях и смерти. Десяти встреч не хватит ни зрителям, ни режиссёру – будет ещё одна страничка.

«Мне так интересно было поговорить с ним, - признаётся Денис, - о философии, богословии, о каких-то корневых вещах. Наверное, отсюда и степень правды, искренности ответов, из этой реки – веры, понимания жизни, воспитания. И на экране всё это читается».

Особые ощущения и послевкусие Бродский тоже нам создаёт мастерски. Говорит, что фильм для него – это образ. Сохранил в себе от того, десятилетнего мальчишки феллиниевские образы, крупные планы его картин, ощущение комфорта, что есть ещё кто-то, который тоже всё это видит. «Это очень важно в кино, - говорит режиссёр, - в документальном тем более, а в жанре интервью ещё важнее - найти какие-то образные соприкосновения, чтобы после фильма что-то осталось. Я в картине о Борисе Николаевиче попытался это сделать с помощью повторяющейся музыкальной темы, чтобы этот приём помог дать образный ассоциативный ряд».

А ещё нельзя не отметить, что команду операторов Бродский подбирать умеет тоже. На этот раз для зрителя старались Януш Адам, Алексей Галкин и Евгений Павлов.

Итак, премьера состоялась, ждём новый фильм, работа над которым на Киностудии Малого театра идёт полным ходом. И будут это «Реальные места вымышленных героев» к 200-летию А.Н. Островского.