Николай Попов - сын чиновника Черкасской станицы
Войска Донского Харитона Ивановича Попова.
Он рос в многодетной семье - 9 детей. Николай был первым из четырех сыновей. Благодаря благочестивым родителям и деду-священнику мальчик с ранних лет молился, знал псалтирь и законы Божии.
Хочется отметить, что в жилах Николая текла кровь настоящего казака. Он любил Бога и свою Родину. А энергии у него было предостаточно для всего.
Позже его отец стал директором музея "Донского Казачества". Николай считал, если человек к нему обратился - ему нужно обязательно помочь.
- Неудивительно, что взрослый Николай, как его дед и отец, стал служить Богу, людям и Родине.
- Успенская церковь станицы Аксайской, которая славилась чудотворным образом Пресвятой Богородицы, стала местом службы Николая Попова.
- Позже он служил протоиереем в хуторе Колодезный Мигулинской станицы Верхне-Донского округа, представлявший собой удаленное от дорог и заброшенное в степи селение.
- Увы, в хуторе царил полный хаос. Не было даже церкви или часовни. Было лишь здание, которое люди прозвали «молитвенным домом».
Но прошло время. И местные жители сами заметили, что после душевных проповедей и литургий отца Николая пьянства, разбоев и неверия в Бога стало меньше. Народ будто проснулся после долгого сна и пришел в себя.
Отец Николай стал утешителем страждующих. Его слово воспринималось слушателями так, как впитывается дождь в иссохшую землю.
Вскоре стараниями отца Николая благодаря пожертвованиям в селении появилась и своя школа. Интересно, что в числе жертвователей был даже сам Иоанн Кронштадтский.
И это не всё. Вскоре отец Николай открыл хозяйственную ферму, где сам лично обучал всех желающих животноводству.
К сожалению, его успехи, как это в жизни бывает, вызвали зависть. Понеслись сплетни и ересь. Но пока казак терпеливо ждал их прекращения, началась Первая Мировая война.
Дон потерял всякий покой. А тут ещё начался голод. Потом смертельный тиф, который уносил десятки жизней в день.
Николай Попов не принимал никаких уговоров уехать. Он предпочел быть со своим народом в это трудное время. Но поскольку ему приходилось контактировать часто с людьми, он заболел.
Отец Николай был направлен на лечение, но по дороге беженцы решили избавиться от него. И выбросили прямо на улицу умирать.
Но по воле Божией отца Николая заметил его бывший ученик и оказал ему помощь. Отец Николай был отправлен домой.
Через 2 месяца он пошел на поправку, но кому-то явно не нужно было его возвращение. У отца Николая был организован обыск дома. Дальше последовал его арест. И вскоре - смертный приговор.
Как оказалось, причиной такого страшного решения стала фотография на стене батюшки, где был изображен его брат-атаман Петр, возглавлявший в то время часть донских казаков.
Народ день и ночь стоял под окнами комиссара, умоляя отпустить Николая. И он был отпущен на 3 дня. Но затем снова задержан.
Приближался праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Отец Николай попросил принести ему в застенок Святое Евангелие и иконы. Вместе с другими арестованными он, подобно первым мученикам, превратил тюремную камеру в дом молитвы. Отец Николай успел в окно своей жене указать на песок. Очевидно, намекая на скорую свою смерть…
И действительно - вскоре батюшку Николая жестоко убили. А родственники, несколько месяцев перебирая убитых, нашли потом его тело…
Было принято решение захоронить честные останки батюшки в ограде Гнутовской церкви, которую горячо любил верный пастырь Христов отец Николай.
Долгое время ходили гнутовцы на эту могилу, пока жестокое время и жестокость человеческая не сравняли с землей сначала могилу, а потом и сам храм.
И всё-таки память о мученике, истинном патриоте Донского края и веры Христовой, не исчезла.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Ростовской-на-Дону епархии 17 июля 2006 года иерей Николай Попов (1864–1919) был причислен к Собору Новомучеников и Исповедников Российских XX века.