Найти в Дзене
АиФ Приморье

Курс на Восток. Он открыл новые возможности для Приморья

Оглавление
   Курс на Восток. Он открыл новые возможности для Приморья
Курс на Восток. Он открыл новые возможности для Приморья

О главных международных событиях, в которых участвует наш край, и о его роли в экономической жизни страны, о перспективах и задачах, встающих перед регионом, рассказал Посол по особым поручениям, представитель МИД России в Приморье Андрей Броварец.

Появиласть определенность

vl.aif.ru: - Андрей Петрович, скажите, мощное международное давление, оказанное на Российскую Федерацию со стороны части мирового сообщества, сильно отразилось на регионе?

Броварец: - Начало года прошло для всех жителей Приморского края в условиях неопределенности. Повлияло то, что прекратились заходы в главные порты – Владивосток, Врангель и другие крупнейших грузоперевозчиков. Ненадолго встали на паузу некоторые инвестиционные проекты. На международном уровне затормозились и побратимские программы. На организационном – потеряны контакты с иностранным персоналом совместных предприятий, который покинул пределы Владивостока. Даже международное авиасообщение в какой-то момент остановилось.

- Удалось ли оппонентам России добиться успехов?

- Сегодня многое изменилось. Мы видим, что Приморский край не просто живет, он активно развивается. Нам помогло то, что сохранились здоровые отношения с экономиками Северо- и Юго-Восточной Азии. Курс на Восток, заявленный Президентом – это реальность, продиктованнаямеждународной обстановкой и закрытием западных границ. И сегодня этонаправление требует масштабной работы в ключевом регионе Дальнего Востока.Губернатор держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики,включая необходимость модернизации погранпереходов на границе с Китаем. Идет модернизация портов, транспортных коридоров. Развитие получили проекту по реконструкции погранпереходов.

- Можно ли считать, что конфликтная ситуация с одними партнёрами привела к прогрессу в отношениях с другими?

- Спасибо западным «партнёрам». Они своими действиями сами продемонстрировали, что жизнь и перспективы, в том числе и политические, и экономические имеются и могут развиваться за пределами выстроенной коллективным Западом системы.

- Насколько единодушен Запад в противостоянии России?

- Мы видим взвешенную позицию в действиях многих государств, даже тех, которые в силу ряда геополитических и экономических причин вынуждены подчиняться внешнему давлению США и делать им реверансы. Однако в повседневных контактах демонстрируют желание сохранять отношения. Это отвечает и их и российским взаимным интересам.

- Наши противники в меньшинстве?

- Как выяснилось, страна, которая последовательно подключилась к антироссийской линии, оказалась не просто в меньшинстве – а в одиночестве во всей Северо-Восточной Азии. И мы по линии Министерства иностранных дел регулярно получаем письма одобрения и поддержки, говорящие о желании сохранять и укреплять выстроенные десятилетиями контакты. Письма поступают с уровня муниципалитетов и даже обычных людей.

Новые контакты

- В чём проявляется устойчивость экономических контактов Приморья в новых условиях?

- Одним из крупнейших успехов нужно считать развитие отношений с Китайской Народной Республикой. Через Приморский край проложены и действуют международные транспортные коридоры «Приморье-1» (Суйфэньхэ –Владивосток – Восточный) и «Приморье-2» (Хунчунь – Зарубино). По ним через порты юга Приморского края перемещаются крупные объёмы внутренних китайских товаров провинций Хэйлунцзян и Цзилинь на юг КНР. Эти проекты они были включены в концепцию развития приграничных территорий субъектов Дальневосточного федерального округа еще в 2015 году. В 2016 году концепция их развития была утверждена Правительством Российской Федерации. В 2017-м году во время рабочего визита в Москву Председателя КНР Си Цзиньпина был подписан Меморандум о сотрудничестве в данном направлении. По «Приморью-1» в 2019 году в направлении Владивостока и Восточного было перевезено около 7,6 тысячи. китайских контейнеров. По «Приморью-2» из Хунчуня в Зарубино - 3,8 тысячи. Проекты работали в повседневном режиме до начала пандемии. Сегодня, после снятия всех карантинных ограничений они активно развиваются. Губернатор Приморья Олег Кожемяко подчеркивает, что Курс на Восток, заявленный Президентом – это реальность, продиктованная международной обстановкой и закрытием западных границ. И сегодня это направление требует масштабной работы в ключевом регионе Дальнего Востока. Губернатор держит на контроле ключевые вопросы экономики и логистики.

   Порты Приморья играют важную роль в экономике региона. Фото:  АиФ/ Александр Колегов
Порты Приморья играют важную роль в экономике региона. Фото: АиФ/ Александр Колегов

- Это транзит китайских товаров в Китай. Каков интерес России?

- От таможенного сопровождения транзита бюджет России всё время получал доходы. Кроме того, китайская сторона оплачивала проводимые работы и использование инфраструктуры, загрузку портов и железнодорожных линий. В конце концов создавались новые рабочие места для граждан Российской Федерации и конкретно - приморцев. Также в крае хорошо работает на развитие экономики госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края».

- А именно для Приморского края эффект от подобных мероприятий имеется?

- Валовый региональный продукт Приморья по итогам 2022 года вырос на 15%. Только вдумайтесь в эту цифру! Рост внешнеторгового оборота составил 22%. Инвестиционные программы в рамках Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития приблизились к сумме 115 млрд рублей. В Приморский край приезжали 3 миллиона туристов, а это приближается к показателям 2019 года, когда все границы были открыты, несмотря на то, что ещё далеко не все транспортные маршруты сегодня функционируют, в том же объёме. Тут радует, что в крае в полном мере реализуется госпрограмма «Развитие туризма Приморского края».

- То есть международной изоляции России не случилось?

- Практика показала, что уход с российских направлений крупнейших и привычных международных транспортных компаний был лишь временным, и, кстати, не столь уж серьёзным затруднением. Порты не остались пустыми. К причалам пришли суда других компаний-перевозчиков и с избытком заместили выбывших участников рынка.

Уже осенью 2022 года из столицы Дальневосточного округа возобновилось международное авиасообщение.

- На место одних пришли другие. Рынок компенсировал дефицит?

- Именно так. Причём пришли компании и представители государств, контакты с которыми прежде были незначительны. В итоге взрывной рост продемонстрировала торговля с Китаем, и Индией, странами СНГ и Юго-Восточной Азии. Начали налаживаться и развиваться торгово-экономические контакты с Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Кстати, сестра лидера последней прямо заявила, что КНДР «всегда будет стоять в одном окопе с армией и народом России».

Вот это и называется – «Курс на Восток»!