Вагоны-рестораны в поездах блистали блюдами и хрусталём еще в царской России. Организована едальня была с размахом: в начале путешествия официанты обходили вагоны и раздавали билетики на сеансы в вагон-ресторан.
На столах стоял настоящий фарфор, серебро, аля-карт предполагала несколько серий блюд на выбор. На некоторых особенно комфортных поездах из горячей ванны в купе пассажир заказывал блюда прямо в номер по внутрикупейному телефону.
Только вот беда: вагоны - рестораны был в дорогих поездах: скорых, литерных, курьерских и заграничных. А еще в личных поездах богачей, как у князей Юсуповых. А для большинства россиян ходили поезда без них.
Победа большевиков уравняла россиян, и вагоны-рестораны появились во всех поездах СССР, следовавших по маршруту больше суток. До войны с Германией железные дороги были самым передовым местом по внедрению изысканных блюд.
Имея собственную сеть снабжения продуктами, руководство ЖД СССР старалось вернуть царский лоск в отдельно взятом вагоне-ресторане. Была даже выпущена книга с рекомендациями как готовить и кормить пассажиров, в ней вы найдете меню поражающее названиями и ингредиентами.
"Общественное питание в свете исторических побед СССР в части улучшения материального и культурного уровня народов СССР должно пойти навстречу повысившемуся спросу потребителей со всем разнообразием питательных и вкусных блюд!" - отмечалось в предисловии книги.
Но со временем все вернулось на круги своя и на советских железных дорогах кормили вкусной и ограниченной в количестве пищей. До конца 1980-х годов, когда вагоны-рестораны в поездах передали в частные руки кооператоров, там не было ничего дорого и элитного.
Государство держало низкие цены, и покушать без спиртного стоило до полутора рублей. И главным пассажиру СССР было не найти в кошельке денег, а в вагон-ресторан попасть. Очень долго приходилось ждать в очереди свободного столика.
Посуда в вагонах-ресторанах была фирменной: перечницы, солонки во встроенных никелированных кронштейнах, удерживающих от качки, эмалированные глубокие и мелкие тарелки с символикой «МПС», ложки, вилки и ножи, подстаканники, салфеточницы.
А запаха вагона-ресторана ни с чем не спутаешь, одновременно пахло вагоном и дразнящей ноздри едой. А как чудесно было кушать и смотреть в огромное окно, как проносится целый мир мимо тебя!
Ассортимент вагона-ресторана включал в себя до четырех холодных закусок, 2-3 супа, 3 варианта вторых, пирожные и напитки. Днем продавались комплексные обеды тем , кому не было в ресторане места. Их разносили официанты в знаменитых стальных котелках, на креплении несколько штук.
С вами Лукинский I История!
Палец вверх, подписка — неоценимая поддержка моего труда!