Журналистов Карелии пригласили на Кондопожский ЦБК на открытие новой транспортно-упаковочной линии, однако предмет разговора вышел много шире.
Интернет-издания вытесняют газетно-журнальную бумажную продукцию. Это факт. Хотя не значит, что бумажные газеты и журналы отживают свой век. Вполне возможно, что они по прежнему будут востребованы, как например, книги, напечатанные на бумаге (не электронные). Но круг читателей традиционных СМИ, конечно же, сужается. И возможно первыми - не настаиваю на этом - данное обстоятельство заметили производители газетной бумаги, а правильнее даже сказать, почувствовали на себе.
Генеральный директор группы компаний «Карелия Палп» Юрий Айвазов, встречаясь с журналистами, задал задачку, предлагая угадать: во сколько раз сократилось производство газетной бумаги в мире к настоящему времени, если в не совсем отдалённое время, в начале 1990-х годов, объём этот составлял порядка 18 миллионов тонн. Правильного ответ никто не дал. У журналистов оказались довольно оптимистические представления на сей счёт, хотя о падении объёмов производства газетной бумаги все говорили, но то что снижение это почти пятидесятипроцентное, никто не угадал (до 8 млн тонн снижение).
Для собеседников Айвазова это просто занятные цифры, а для гендиректора - это производственные убытки и, соответственно, падение прибыли. Нет прежнего спроса на газетную бумагу у Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината, всегда имевшего большую долю на этом рынке. На всякий случай напомню, что комбинат входит в группу компаний «Карелия Палп».
Поскольку производство газетной бумаги становится менее прибыльным, то на целлюлозно-бумажном комбинате давно внедрены новые виды бизнеса, в частности производится упаковочная бумага, спрос на которую растёт год от года. Собственно и причина встречи руководства Кондопожского ЦБК с журналистами связана была с тем, что запускали новую транспортно-упаковочную линию, эксплуатация которой обещает массу выгод. Айвазов рассказал как новая технология упаковки оптимизирует производственные затраты и расширит линейку упаковочных продуктов.
А поскольку спрос на упаковочную бумагу в мире растёт, то её теперь преимущественно и производят на комбинате. Доля этой продукции составляет уже не менее двух третей от общего производства бумаги (и газетной тоже). Гендиректор предпочёл не озвучивать конкретных цифр, но дал понять, где ожидается прибыль. И она довольно большая, поскольку спрос на упаковочный материал огромен и он постоянно растёт за счёт расширения азиатских рынков сбыта (главные потребители кондопожской упаковочной бумаги Китай с Индией). И сейчас перед Айвазовым и его командой стоит задача не столько поиска новых покупателей своей продукции (хотя и это не исключается тоже), а эффективная доставка бумажных рулонов потребителям. Почему и важен был запуск новой транспортно-упаковочной линии. Формат бумаги в рулонах приспосабливали под запросы покупателей (технические параметры опускаю, это тема для специалистов).
Впрочем, разговор журналистов с Юрием Айвазовым оказался много шире изначального предмета для встречи. Было интересно послушать его рассуждения (почти лекция и весьма познавательная) относительно перспектив освоения целлюлозы. Одним из видов продукции становится вискоза, иначе говоря, на Кондопожском комбинате может производиться искусственная ткань из натурального материала (из растворённой целлюлозы). На сегодняшний день такая продукция начинает производиться в мире, а перспективы её применения открываются поистине космического масштаба. Фактически речь идёт о новом композитном материале с самыми невероятными потребительскими характеристиками.
Кондопожский ЦБК может производить хвойную вискозу, за которой не сомневается Ю. Айвазов, выстроится очередь из желающих приобрести её. Он имел в виду мировой спрос, а не только внутрироссийский. Правда, странно было слышать от Айвазова, что в нашей стране ещё идут дискуссии относительно перспективности продукции из хвойной вискозы. Хотя сам Айвазов сравнивает её по товарным свойствам со стопроцентным хлопком, и, говоря об этом, представлял какие-то совсем уж фантастические характеристики будущего продукта. Верить–не верить ему – это уж выбор каждого. Но меня сразил один приведённый Айвазовым пример. Пересказываю его, не погружаясь в детали.
- Представьте нить из хвойной вискозы, - рассказывает гендиректор Ю. Айвазов, - подносим к ней огонь. Нить раскаляется и не рвётся. Рукой берёмся за неё, а она холодная.
После чего он многозначительно смотрит на внимающих ему журналистов, наблюдая за реакцией. А поверить в рассказанное сложно. Но материалы с такими микрокристаллическими свойствами точно были бы востребованы и в гражданской, и в оборонной промышленности.
Не сложно предположить, что если Айвазов прав, то как производство упаковочной бумаги потеснило выпуск газетной, так и производство Кондопожским ЦБК нано-целлюлозы будет конкурировать с изготовлением упаковочной бумаги. Хорошие перспективы у предприятия. Остаётся лишь не заблудиться в дискуссиях.
Анатолий Цыганков (фото автора)