Найти тему
Peter Kovylin

Фарфор изготовленный вручную. Это копия или оригинал? Как это безошибочно определить?

Фарфор ручного производства. Кофейный набор завода Пиркенхаммер, Чехия. Форма Аурелия, 1985 год.
Фарфор ручного производства. Кофейный набор завода Пиркенхаммер, Чехия. Форма Аурелия, 1985 год.

Много раз на этот вопрос - Как это безошибочно определить?, я отвечал в комментариях. Но в объеме комментария это довольно трудно подробно и на примерах разъяснить. Поэтому здесь попытаюсь подробно, развернуто и на конкретных примерах вам рассказать.

Запомните, изделия из фарфора изготовленные вручную не являются копией друг друга. Каждое изделие ЭТО ОРИГИНАЛ! Да они очень похожи, как близнецы. Но как и близнецы, имеют отличие - каждый свое. Пусть маленькое, иногда едва заметное, но отличия (или чем то отличаются). И я вам в этой статье расскажу как в этом убедиться.

Всем, кто попал на мой канал случайно, хочу сообщить, всё что написано в статьях, не является копированием с других источников. Весь материал основан на моём профессиональном опыте Генерального директора и Управляющего фарфоровой мануфактурой в Чешской Республике.

Но сначала маленькое вступление. Фарфор изготовленный вручную, на полуавтоматах или полностью на автоматах отличается и сильно. Кроме того, пройдя огромное количество раз через разные человеческие руки, в процессе производства, обладает определенным теплом и энергией этих рук. Проведите сами эксперимент. Найдите два похожих предмета. Чашки например. Попытайтесь для чистоты эксперимента взять их почти одинаковых по массе. Иначе будет не совсем объективным результат. Одно изделие должно быть ручной работы. После прочтения статьи вам будет не трудно это определить. А второе изделие машинного производства. Разумеется, фарфор должен быть одного свойства (типа) - твердый европейский фарфор. А теперь, попросите любого вашего гостя взять в обе руки чашки и спросите его в какой руке чашка теплее? Ответ всегда будет однозначным - в той руке, где находится изделие ручной работы. Думаете фантастика?! А вот и нет! Попробуйте.

Наверное это имеет и техническое объяснение. Но я с моими коллегами склоняюсь к мнению, что изделие, сделанное вручную, хранит тепло и энергию наших рук. Но это вам решать. :)

На представленных здесь фото несколько предметов. Они не выглядят на снимках парадно, как вы привыкли их видеть. Ведь мы их сравниваем и я расположил их так, как удобнее и лучше эти различия увидеть.

Внимательно читайте на что нужно обращать внимание. И старайтесь сразу же их смотреть на картинке. Когда все запомните в первый раз нетрудно будет все это увидеть и на других формах и изделиях.

На фото 1 перед вами, как образец, тарелки ручного изготовления с применением полуавтомата. Глубокая, мелкая, десертная и подставочная. Производство завода Тун, Нова Роле, 1978 год.

-2

Фото 2 . (ниже) На нем, для уменьшения количества фотографий, глубокие тарелки сложены стопкой на подставочных. Обратите внимание на то, что тарелки неровные и "гуляют" по высоте края тарелки. Они даже немного отличаются в размере по диаметру. Это хорошо видно и у второй снизу подставочной тарелки. Если вы вернетесь на первое фото, вы ничего этого не увидите. Да и в жизни вы это вряд ли заметите. В этих "несовершенствах" и есть то отличие ручного производства. У нас говорят волшебство (кузло - чешск.) ручного производства.

Если возьмем по размерам похожие тарелки машинного производства, то они будут в сложенном виде выглядеть идеально. Каждая из них будет заметно толще и соответственно тяжелее.

Здесь (ниже) другие тарелки. Другой декор. Другой год производства - 1984. Но завод тот же. И тоже ручная работа. Думаю вы уже можете это отличить на фото.

Внизу тарелки в упаковке. Набор (сада - чешск.) тарелок. Производство 1986 год. И через пленку видно то, о чем я писал выше.

Как правило, когда на производстве собирали наборы (столовые, чайные, кофейные и т.д.), старались это делать из одной партии, изготовленные в один день. Чтобы они были максимально похожи. Те что сильно отличалось - пускали в розницу отдельными изделиями.

Внизу пример фарфоровых чашках ручной работы. Чашки форма Соната, декор "Три грации" (Мадонна). Производство мануфактуры Рудольф Кампф, бренд Леандер. Чашки состоят из трех элементов. Тело, ножка и ручка (ухо - профессиональный термин). Все элементы на стадии "кожи" лепят друг к другу. Сначала ножку, а потом и ручку. На видео можно хорошо это видеть.

На первом снимке отчетливо видно, что ножка (хоть и стараются) приклеена к телу чашки по разному. Обратите внимание на положение выступа относительно ручки. Оно отличается. Если бы было без декора, это было бы нагляднее видно относительно рельефа на теле чашки. Декор вам немного "мешает" правильно рассмотреть.

На двух нижних чашках - слева хорошо видно другой момент. Сдвиг влево выступа ножки относительно круглого рельефа на теле чашки. И наоборот у правой чашки, находящейся в нижнем ряду в середине, выступ на ножке точно по середине овала. Пожалуйста, присмотритесь. Фотографии высокого разрешения можно их увеличить.

На фото 2, 6 чашек вид сверху. Далее увеличенные эти же чашки попарно. На снимках хорошо видно все различия, о которых написано выше. К этому добавляется неровность приклеивания ручки относительно вертикали. Убедились, что каждая чашка сделана ИНДИВИДУАЛЬНО!? Поэтому она не является копией соседней.

Даже в более дорогих декорах эти различия можно увидеть. И это при том, что на более дорогие декоры, изделия отбираются более тщательно. Фото ниже.

Форма Соната. Декор Национальные традиции, золочение 24К блестящим золотом внутри чашки. На первом и втором фото видно различие в наклоне ручки. На третьем, видно различие приклеивании ручки по высоте относительно тела чашки.

Не только этим отличается ручное производства от машинного, но и толщиной стенок. А следовательно и весом. Стенки настолько тонкие, что многие, по незнанию, считают, что это костяной фарфор. А это не так! Примеры ниже.

Еще одна особенность фарфора ручной работы - его толщина. В принципе и тарелки можно сделать очень тонкими. Только это будет не практично, будут легко биться. Поэтому выбирают оптимальную толщину, проверенную на практике десятками лет.

А вот в чашках, кружках и блюдцах старались сделать стенки потоньше и изящнее. Это касается и донышка. Порой через него видна даже нижняя марка. Ниже фотографии чашек. Чтобы было нагляднее и понятней, на снимке разместил фото чашки на просвет изнутри, а в правом верхнем углу здесь же, как выглядит сама нижняя марка. В первом случае свет дневной (без солнца), а во втором свет от светодиодного фонаря.

Фото изнутри чашки из сервиза формы Аурелиа. Сам сервиз на фото на заставке. Завод Приркенхаммер. Использован дневной свет.
Фото изнутри чашки из сервиза формы Аурелиа. Сам сервиз на фото на заставке. Завод Приркенхаммер. Использован дневной свет.

Чашка из сервиза формы NEFRETETE. Завод PIRKENHAMMER, ЧССР. Использован свет светодиодного фонаря.
Чашка из сервиза формы NEFRETETE. Завод PIRKENHAMMER, ЧССР. Использован свет светодиодного фонаря.

Любое фарфоровое изделие, сделанное вручную, как правило легко просвечивается. И тень от вашего пальца, как правило, будет хорошо видна.

И в заключении, по обыкновению, тонкости производства, которые помогут вам правильно оценить труд (а следовательно и цену), который был затрачен на фарфоровое изделие. И это в первую очередь касается именно ручного производства. Как вы уже поняли и видели на видео, ручка на чашку, кружку, чайник и т.д. приклеивается на тело изделия позже. Это происходит и при машинном производстве.

Однако, так бывает не всегда. Есть ситуации, когда ручку проще и выгоднее делать одновременно с телом изделия. Это возможно только при литье. Когда в форме для литья уже предусмотрена ручка. При этом есть одна особенность. Если вы заглянете внутрь готового изделия, сделанное по этой технологии, то увидите в тех местах, где ручка крепится снаружи, внутри на стенке небольшие углубления (ямки) в сторону ручки. Ничего подобного, на изделиях, где ручки приклеены после изготовления тела изделия - нет. :)

Поэтому, казалось бы, два совершенно похожих изделия, однако изготовленные по разной технологии - будут стоить по разному. Нетрудно догадаться какое будет дороже.

Как-то, по просьбе одной делегации, попытался подсчитать сколько раз касается рука человека изделия при ручном изготовлении, учитывая все стадии производства. Оказалось, в зависимости от конкретного изделия, с момента его первого появления на "свет" (точения, литья) в среднем от 23 до 25 раз! В случае ручной росписи, со множественными проходами в декорационной печи, эта цифра значительно увеличивается. Неудивительно, что все фарфоровые производства стремятся перейти (и переходят) к машинному производству.

Уверяю Вас, каждый сотрудник производства, считает изделия произведенные на мануфактуре своим детищем (читайте - своим ребенком)! Ведь он вкладывает в него не только труд, но и душу.