Родившиеся в позднем СССР наверняка хорошо помнят турецкую жвачку с дынным вкусом под звучным названием Turbo. Как мы уже поняли позднее, этот продукт был совершенно рядовым бубль гумом, но культовый статус в среде советских детей ему обеспечили отнюдь не его вкусовые свойства, а автомобильные вкладыши.
Они произвели на подростковую психику эффект разорвавшейся водородной бомбы. Невиданные доселе даже взрослыми спортивные Хонды, Ягуары, Воксхоллы, Митсубиси и Мерседесы в аэродинамических обвесах на низкопрофильной резине, еще и щедро сдобренные хромом. Коллекции таких вкладышей быстро приобрели статус школьной валюты.
Кроме очевидного, но кратковременного эффекта, который производит все новое и необычное, вкладыши Turbo выполнили одну очень важную миссию. Они сформировали автомобильный вкус у тех, кто будет получать права в конце 90-х и начале 00-х.
Поэтому одна из самых известных франшиз в истории кинематографа не могла не выстрелить в десятку, особенно в нашей стране. Появившись на самой заре двухтысячных, объединив в себе преимущества сразу трех жанров – легкого боевика, автомобильных гонок на крутых тачках и блокбастера с бесконечной сменой локаций и континентов – она была одинаково уместна и для семейного похода в кинозал, и для фонового просмотра с друзьями под пиво, и для одиноких ночных бдений.
Кому как, но по мне своего расцвета серия достигла уже в десятых, когда бюджеты стали настолько огромны, что позволяли не только снимать максимально крутые реалистичные еще спецэффекты, но и приглашать для участия без дураков звезд первой величины – Скалу Джонсона, Стэтхема и Шарлиз Терон.
После периода расцвета, согласно законам истории, начался период затухания и упадка, а сейчас мы уже, пожалуй, находимся в периоде распада все еще популярной развлекательной империи.
Нет, с формальной точки зрения Форсаж 10 все еще радует звездами первой величины и наверное способен генерировать кассовую прибыль, но все остальное уже находится у границы добра и зла. Видно, что создатели уже не заморачиваются буквально ни с чем.
Сюжетная линия рваная и нелогичная, вот попытка ограбления в Риме, а вот уже герои в тюрьме (почему-то!) в Арктике, откуда устраивают побег на (внезапно!) подводной лодке. Все это никак вразумительно не объясняется, просто произвольный набор локаций.
Спецэффекты ужасно вторичны. Понятно, что тяжело на протяжении почти четверти века подавать каждый раз гонки и погони с новой стороны, но полный отказ от физических съемок в погоне за все более сильным вау-эффектом у зрителя привел к полной нереалистичности происходящего на экране. Главная беда в том, что все это выглядит очень дешево и халтурно. Нет нюансов, а без них теряется суть.
Уму непостижимо, но после всех мегатонн фотожаб и мемасиков на тему важности семейных уз, вылитых на лысую голову бедного Доменика Торетто, он снова с первого до последнего кадра как ключиком заведенный об этом талдычит.
И все-таки для меня главным фактором бесперспективности франшизы является возраст основной команды Торетто. Очень жаль, но все они банально состарились, и это стало слишком заметно на экране. Тяжело на пятом и шестом десятке лет изображать из себя пышащий гормонами двадцатилетний молодняк, основной жизненной забавой которого является драг-рейсинг.
Неожиданным приятным бонусом для российского зрителя является главный злодей в исполнении Джейсона Момоа, как внешне, так и по экранным повадкам, ужасно похожий на спятившего 60-летнего актера Никиту Джигурду.
Несмотря на жирный намек в концовке на будущие продолжения, лавочку конечно пора прикрывать.