Найти тему
Советское Кино

"Серп и молот". Наш кинематограф опередил всю планету...

Тридцать лет назад, в последние годы существования советского кинематографа в прокате появился совершенно неожиданный историко-фантастический фильм "Серп и молот". Режиссер Сергей Ливнев известен тем, что написал сценарий фильма "Асса". Уже этого было достаточно, чтобы посмотреть новый фильм, главной темой которого являются эксперименты со сменой пола.

В этой теме наш кинематограф значительно опередил всю планету. Это сегодня на Западе происходит массовый гендерный психоз, трансвеститов и прочих непонятных существ не считают психически больными. Братья Вачовски вдруг решились на смену пола и стали сестрами Вачовски.

Первые три фильма "Матрицы" сняли режиссеры-мужчины. И слава богу, потому что снятая одной из новых сестер Вачовски последняя ее часть полная муть. Видимо стремление мужчин стать женщинами, а женщин наоборот мужчинами, серьезно отражается на умственных и творческих способностях. Сегодня эта тема доведена нашими европейскими партнерами до абсурда. Да и бог с ними, пусть только к нам не лезут со своими биоконструкторами.

Название "Серп и молот" сразу отсылает нас к скульптуре Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Отмечу, что фильм снят в очень интересном стиле соцреализма тридцатых, в эстетике масштабного социального эксперимента. Самый главный наш вождь замыслил делать из женщин мужчин, потому что есть большая потребность в солдатах и рабочих. Эксперимент запустили. Изображая товарища Сталина, не удержались от карикатуры, в этом чувствуются отголоски предыдущих десяти лет демократии и гласности. Но саму идею сильно не испортили.

Изображение со страницы https://ru.kinorium.com/101177/gallery/?photo=43330524
Изображение со страницы https://ru.kinorium.com/101177/gallery/?photo=43330524

Светила медицины проводят операцию, и из молодой женщины Евдокии делают молодого мужчину Евдокима Кузнецова. Очень органично смотрится в главной роли молодой Алексей Серебряков, он женственно красив, что явно указывает на его происхождение. Смелый эксперимент удался: Евдоким новый человек общества будущего, строитель коммунизма, передовик-стахановец, работает на ответственном участке строительства московского метрополитена. Так они соединяются - эти два любимых детища товарища Сталина: Евдоким и метро.

Работает массовая пропаганда, Евдоким Кузнецов становится очередной победой социалистической науки. При этом он постепенно осознает, что принадлежит не самому себе, а всему государству и всему обществу. Это вызывает у него тяжелейший кризис и желание взбунтоваться. Особенно большие проблемы у бывшей женщины с чувствами. Поменяв пол он не перестал быть женщиной. В общем проблем он себе нажил очень много. Предусмотреть их заранее было невозможно.

У фильма хорошо продуманный сюжет, снято очень качественно. Играет множество хороших актеров: Евдокия Германова, Алла Клюка, Авангард Леонтьев, Анатолий Равикович. В титрах впервые мелькнул Юрий Куценко, который впоследствии превратится в Гошу. Товарища Сталина по-своему оригинально сыграл Владимир Стеклов.

Много натурных съемок сталинской архитектуры и общей атмосферы большого советского строительства. Стиль Серпа и молота во всем. Некоторые места режиссер не вытягивает, но это не от неумения. Просто воспринималось тогда все по-другому. Это снималось в совсем другое время, и смотрели фильм тоже зрители другой эпохи. Очень интересны вкрапления из эры первых пятилеток. Действительно ощущаешь нерв времени, среди персонажей признаешь Николая Островского и Долорес Ибаррури. А сам факт того, что Евдоким, бывшая женщина, служит мужской моделью для статуи рабочего у скульптора Мухиной, вообще находка. Так и хочется махнуть на ВДНХ и тщательно обследовать скульптуру "Рабочий и колхозница" для поиска знакомых черт Алексея Серебрякова.

Режиссер, съемочная группа и актеры не подвели. Фильм оказался достаточно интересным, чтобы без сожаления потратить время на его просмотр.