Продолжу рассказывать о руководителях и их методах работы. Мы все с институтских времен знаем, что есть такие стили управления коллективом: демократический, авторитарный, авторитетный (когда нужны перемены в компании), дружественный ("все сотрудники - друзья"), образцовый или стиль перфекциониста, обучающий ("научу всему, что знаю сам"). Но, кроме правильных стилей руководства коллективом, есть неправильные. Вот как неправильные стили управления описал Ицхак Адизес
Так вот, руководитель- герой отличный исполнитель. Он ответственный, пунктуальный, недоверчивый, очень контролирует своих подчиненных, не любит делегировать полномочия. Обычно, такими руководителями в компании становятся люди, всю жизнь носившие погоны и исполнявшие приказы. От них не надо ждать инициатив, они не задумываются над отношениями в коллективе. Для этого руководителя хороший сотрудник - сотрудник, выполнивший поставленную задачу, как в армии. Дали приказ копать, сотрудник не начинает спрашивать что и как надо делать, а просто берет в руки лопату и копает от забора до обеда или ужина.
Такой типаж руководителей-героев часто встречается среди антикризисных руководителей. Они принимают очень неприятные решения для спасения компании и не могут поддаваться собственным чувствам и эмоциям. Если руководитель начнет жалеть сотрудников подразделения, которое должно быть закрыто из-за своей неэффективности или на время строительства новых корпусов, то нужного результата не добиться. Обратной стороной медали такого жесткого управления руководителем-героем в компании является необходимость выбора между человечным отношением к сотрудникам или же оставаться жестким, но эффективным руководителем.
Чтобы более мягко и человечно относиться к людям, работающим в компании, важно
- поступать так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. В этом случае важно прислушиваться к другому мнению и смотреть на ситуацию с другой точки зрения.
- уметь выслушать другого человека. Это важно, потому что вы можете ошибаться или не знать всех нюансов и тонкостей в работе компании. Или сотрудник может предложить лучшее решение, чем вы.
- К сочувствию нет пути, сочувствие — это и есть путь (китайская пословица). Прежде чем уволить человека нужно разобраться в причинах ошибок в его работе. Может быть у него сейчас проблемы в семье и ему нужна ваша поддержка. Через короткое время проблемы решаться и проблем в работе у этого сотрудника не будет.
- увидеть возможности развития и решения сложных задач сотрудниками. Доверяя работу над сложным проектом или решая сложную задачу сотруднику руководитель повышает его мотивацию и дает возможность достигнуть большего.
Оценить человеческое отношение руководителя к сотрудникам можно по следующей матрице мудрости и сострадания, разработанной специалистами глобальной консалтинговой компании Potential Project, консультирующей по вопросам лидерства и организационного развития
По человечески относясь к сотрудникам, руководитель-герой гуманно выполняет сложные задачи, поставленные перед ним собственником. Это сложно. Для человеческого отношения к сотрудникам компании, которую ждут большие изменения, прежде всего нужна смелость, стойкость и сила духа у самого руководителя. Поэтому такие руководители-герои очень часто переживают инфаркты прямо на рабочем месте. Все же они не бесчувственные люди, хотя и очень требовательные и жесткие.
Продолжение следует...