Найти в Дзене
Мудрая сова

Ментальная перезагрузка руководителя-героя или как стать человечным

Когда паровоз компании летит вперед, а машинист только выполняет распоряжения и пробивает стены-проблемы, то за пультом управления стоит руководитель-герой
Когда паровоз компании летит вперед, а машинист только выполняет распоряжения и пробивает стены-проблемы, то за пультом управления стоит руководитель-герой

Продолжу рассказывать о руководителях и их методах работы. Мы все с институтских времен знаем, что есть такие стили управления коллективом: демократический, авторитарный, авторитетный (когда нужны перемены в компании), дружественный ("все сотрудники - друзья"), образцовый или стиль перфекциониста, обучающий ("научу всему, что знаю сам"). Но, кроме правильных стилей руководства коллективом, есть неправильные. Вот как неправильные стили управления описал Ицхак Адизес

Стили неправильного руководства коллективом по И.Адизесу
Стили неправильного руководства коллективом по И.Адизесу

Так вот, руководитель- герой отличный исполнитель. Он ответственный, пунктуальный, недоверчивый, очень контролирует своих подчиненных, не любит делегировать полномочия. Обычно, такими руководителями в компании становятся люди, всю жизнь носившие погоны и исполнявшие приказы. От них не надо ждать инициатив, они не задумываются над отношениями в коллективе. Для этого руководителя хороший сотрудник - сотрудник, выполнивший поставленную задачу, как в армии. Дали приказ копать, сотрудник не начинает спрашивать что и как надо делать, а просто берет в руки лопату и копает от забора до обеда или ужина.

Такой типаж руководителей-героев часто встречается среди антикризисных руководителей. Они принимают очень неприятные решения для спасения компании и не могут поддаваться собственным чувствам и эмоциям. Если руководитель начнет жалеть сотрудников подразделения, которое должно быть закрыто из-за своей неэффективности или на время строительства новых корпусов, то нужного результата не добиться. Обратной стороной медали такого жесткого управления руководителем-героем в компании является необходимость выбора между человечным отношением к сотрудникам или же оставаться жестким, но эффективным руководителем.

Чтобы более мягко и человечно относиться к людям, работающим в компании, важно

  • поступать так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. В этом случае важно прислушиваться к другому мнению и смотреть на ситуацию с другой точки зрения.
  • уметь выслушать другого человека. Это важно, потому что вы можете ошибаться или не знать всех нюансов и тонкостей в работе компании. Или сотрудник может предложить лучшее решение, чем вы.
  • К сочувствию нет пути, сочувствие — это и есть путь (китайская пословица). Прежде чем уволить человека нужно разобраться в причинах ошибок в его работе. Может быть у него сейчас проблемы в семье и ему нужна ваша поддержка. Через короткое время проблемы решаться и проблем в работе у этого сотрудника не будет.
  • увидеть возможности развития и решения сложных задач сотрудниками. Доверяя работу над сложным проектом или решая сложную задачу сотруднику руководитель повышает его мотивацию и дает возможность достигнуть большего.

Оценить человеческое отношение руководителя к сотрудникам можно по следующей матрице мудрости и сострадания, разработанной специалистами глобальной консалтинговой компании Potential Project, консультирующей по вопросам лидерства и организационного развития

Матрица мудрости и сострадания, составленная Расмусом Хогардом, основателем и CEO консалтинговой компании Potential Project
Матрица мудрости и сострадания, составленная Расмусом Хогардом, основателем и CEO консалтинговой компании Potential Project

По человечески относясь к сотрудникам, руководитель-герой гуманно выполняет сложные задачи, поставленные перед ним собственником. Это сложно. Для человеческого отношения к сотрудникам компании, которую ждут большие изменения, прежде всего нужна смелость, стойкость и сила духа у самого руководителя. Поэтому такие руководители-герои очень часто переживают инфаркты прямо на рабочем месте. Все же они не бесчувственные люди, хотя и очень требовательные и жесткие.

Продолжение следует...