Найти тему

Как найти бизнес-партнера: 4 совета

280 прочитали
Спонсор статьи — компания Profeat. team Ребята делают продукты, благодаря которым предприниматели смогут больше продавать.
Спонсор статьи — компания Profeat. team
Ребята делают продукты, благодаря которым предприниматели смогут больше продавать. Например, помогают собрать всю информацию о себе и своём деле в одном месте, чтобы привлечь больше клиентов, сделать из посетителей сайта покупателей, а также привлечь их на повторные покупки.

Далеко не каждый бизнесмен может тянуть компанию в одиночку. Нужно одновременно справляться с текучкой, управлять командой, продумывать стратегию и следить за рынком. Гораздо проще всё успевать, если разделить обязанности с кем-то, например, деловым партнёром.

Однако найти подходящего бизнес-партнёра не так просто. Ещё не придумали такой Тиндер, в котором можно отбирать людей по наличию деловой хватки или умению вести переговоры. Более того, нельзя нанять специалиста, который подберёт партнёра по бизнесу за вас. Придётся выделить на это время и запастись терпением. Вопрос, где и как искать партнёра, помог раскрыть Денис Кабалкин, СЕО Vitamin Tools (Kokoc Group).

Взвешиваем за и против

Прежде чем углубиться в детали, давайте сделаем шаг назад и подумаем: вам вообще нужен партнёр?

Многие бизнесмены работают в одиночку. Им хватает собственных знаний, навыков и ресурсов, а дефицит времени они компенсируют делегированием. Отдают часть процессов на аутсорс. Когда же сталкиваются с чем-то, чего не знают, — ищут наставника.

Если это ваш случай, возможно, вам будет интересно почитать другую статью, в которой мы рассказываем про поиски наставника.

Руководитель может начать поиск бизнес-партнёра по разным причинам:

Спонсор статьи — компания Profeat. team Ребята делают продукты, благодаря которым предприниматели смогут больше продавать.-2

Например, Аркадий ищет бизнес-партнёра, чтобы разгрести текучку и начать масштабировать бизнес. Он чувствует, что один не справится.

Раздел капитала — это не то, к чему можно относиться легкомысленно. Деловые партнёры могут как развить, так и разрушить компанию. Обязательно убедитесь, что у вас есть веская причина искать партнёра для бизнеса.

Составляем список критериев

С партнёром вы будете проводить много времени. В сложные периоды, пожалуй, даже больше, чем со своими родными или собакой. Поэтому сначала подумайте, кто вам нужен.

Строгих правил нет. Но чтобы не запутаться, составьте свой чек-лист, и при поиске партнёра прогоняйте каждого по этому списку. Чем больше галочек он наберёт, тем лучше.

Выбирайте партнёра со схожими взглядами на жизнь и отношением к бизнесу. Не стоит надеяться, что вы сработаетесь и притрётесь со временем. Вам нужен кто-то, с кем вы можете открыто обсудить рабочие вопросы и достичь поставленных целей. Желательно, чтобы бизнес-партнёр соблюдал баланс между работой и личной жизнью, не впадал в крайности и не пасовал перед кризисом. Выбирайте того, кто вам ближе, отталкивайтесь от своих ощущений.

Аркадий хочет построить устойчивый бизнес. Он в поисках компаньона, готового развивать фирму в течение 5−10 лет, а не того, кто хочет быстро заработать.

Выбирайте партнёра, который будет вас дополнять. Нужно оценить свои сильные и слабые стороны, сопоставить их с качествами потенциального компаньона. Лучше искать того, чей опыт, навыки и манера поведения дополнят первое и скорректируют второе.

Аркадий в поисках кого-то, кто будет разделять его отношение к рискам и сможет собраться в сложной ситуации.

Выбирайте равного себе. Партнёрство должно быть взаимовыгодным. Важно искать компаньона, который увидит перспективу от сотрудничества.

Аркадий хотел бы привлечь крупных бизнесменов, но это утопия — реальных шансов у него нет. Скорее он может найти партнёра с таким же опытом, как у него: предпринимателя из Москвы или небольшой региональной сети.

Выбирайте человека, который не будет напрягать. Скорее всего, вы не найдёте компаньона с таким же отношением к работе и стилем коммуникации, как у вас. Это нормально, но лучше подбирать человека под себя. Иначе со временем окажется, что вместо развития бизнеса вы будете заняты выяснением отношений.

Аркадий ненавидит разговаривать по телефону и ценит своё время. Во время работы он не отвлекается на пустую болтовню. Ему хотелось бы найти партнёра, который не будет звонить или писать просто так несколько раз в день.

Выбирайте человека, оценивая его вклад по справедливости. Финансы могут стать одной из главных причин разрыва отношений с компаньоном, поэтому решите для себя, на каких условиях будете работать, и согласуйте их с другой стороной. А потом все договорённости зафиксируйте письменно.

Если вклад компаньона примерно такой же, как ваш, заходите в равных долях — 50/50. Аналогично действуйте, если фирма совсем зелёная и вы вместе планируете её развивать. Если же хотите работать с кем-то, кто усилит ваш бизнес, обсуждайте условия лично.

Чтобы облегчить вам задачу, мы подготовили вопросы для потенциальных партнёров. Копируйте шаблон и пользуйтесь.

Ищем нужных людей

Есть два способа: можно поискать кандидата, соответствующего критериям, или идти к конкретному предпринимателю и озвучивать идеи совместного проекта.

Искать можно офлайн и в интернете. В этом случае вы будете вести поиск бизнес-партнёра, примерно равного себе, отталкиваясь от своих целей и потребностей. Если вы новичок, ищите начинающего бизнесмена для своего проекта. И конечно, не бойтесь заводить новые знакомства.

Например, можно посещать бизнес-клубы, всякие бизнес-тусовки и конференции, курсы MBA и другие мероприятия, где можно познакомиться с предпринимателями. В таких местах наверняка найдётся кто-то, с кем можно объединиться и замутить какое-нибудь дело.

В онлайне можно попробовать найти бизнес-партнёра через тематические форумы предпринимателей или социальные сети. Если выберете одну из этих площадок, не пишите в объявлении суть своего предложения, а договоритесь о личной встрече. Некоторые критерии, о которых мы рассказывали выше, невозможно оценить через интернет. Вам нужно убедиться, что личностные качества человека и его мотивы соответствуют вашим представлениям.

Можно поискать среди знакомых. Если у вас был наставник и вы проработали несколько лет, можете рассмотреть его в качестве партнёра по бизнесу. Поговорите, а если он откажет, попросите порекомендовать кого-нибудь в выбранной вами сфере.

Ещё вы можете бросить клич среди бывших коллег, сотрудников, поставщиков, руководителей других компаний или среди знакомых. Попытайтесь вспомнить, есть ли в вашем окружении люди с нужным вам опытом. И подумайте, заинтересуются ли они вашим предложением.

Вы даже можете копнуть глубже и попросить коллегу, которому доверяете, кого-нибудь рекомендовать. Если ему нравилось работать с вами в прошлом, он может посоветовать вас другим.

Можно вообще никого не искать, а обратиться к конкретному человеку, если вам нужен не просто предприниматель, а кто-то, кто вас усилит. Например, так было с Kokoc Group и LPGenerator.

Денис Кабалкин сначала наблюдал и анализировал работу Kokoc Group. Убедившись, что ему нравится то, что делает команда, он договорился о встрече с её руководством и сделал своё предложение. С тех пор LPGenerator развивается в рамках Kokoc Group, а Денис руководит другим их сервисом — Vitamin Tools.

Искать контакты конкретных людей сложнее, чем бросить клич в соцсетях, но и результат другой. Прежде чем связаться с будущим компаньоном и сделать ему предложение, вы должны проанализировать его работу, оценить собственные риски и спрогнозировать общий результат. От того, насколько хорошо вы подготовитесь, зависит успех встречи.

При общении с конкретным человеком смотрите на его мотивацию — это тот триггер, который поможет пройти все препятствия. Если компаньон хочет по-быстрому срубить бабла или мечтает войти в десятку Forbes за год, ничего не делая, — вам не по пути. Скорее всего, он неверно оценивает риски и при первой же сложности сдуется.

Готовимся к сложностям

Не каждое сотрудничество длится годами. Иногда бывает, что пути расходятся. Причин для этого много: недостаток денег и коммуникации, разные взгляды на жизнь и развитие компании, личная неприязнь и даже проблемы в семье.

Возможно, вы удивитесь, но слишком быстрый успех тоже может привести к разногласиям. Когда бизнес растёт быстрее, чем ожидали предприниматели, он превращается в неуправляемого монстра. Чем больше развивается компания, тем масштабнее становятся решения и тем большее давление могут испытывать руководители. С этим могут справиться не все.

Чтобы минимизировать риски, нужно тщательно отбирать партнёров и юридически фиксировать договорённости:

  • Определите обязанности и процессы, которые возьмёт на себя каждый участник. Исходите из того, что у каждого из вас получается лучше всего.
  • Составьте бизнес-план, которому будет следовать компания, и согласуйте его этапы с компаньоном. Продумайте, как каждый из вас будет развиваться дальше в рамках компании. И как это соответствует личным целям. Возможно, ваш партнёр хочет через 5 лет отойти от управления бизнесом и только получать прибыль — эту возможность лучше предусмотреть сразу.
  • Пропишите, что произойдёт, если совладелец покинет компанию или погибнет. Пригласите юриста и продумайте формулировки. Думайте о соглашении как о ключе к успеху и предохранительном клапане на случай неудачи.
В истории LPGenerator была большая корпоративная война. У нас было три партнёра: я, мой брат и ещё один человек. В какой-то момент у нас возникли финансовые разногласия и пришлось расходиться. К сожалению, разделение затянулось. Мы потеряли год-полтора на выяснение отношений вместо того, чтобы заниматься развитием. Постепенно мы во всём разобрались, нашли точки соприкосновения и мирно разошлись, но время потеряли. Так лучше не делать. Помните, что вы и ваш компаньон работаете сообща.
Чтобы предотвратить возможный конфликт, выработайте для себя чёткие правила поведения. Например:
-Уважайте мнение и решения компаньона. Он не обязан с вами соглашаться во всём, у него могут быть другие мысли.
-Ничего не додумывайте и не врите. Слушайте другого, а если не поняли — переспросите. Практически всегда этот совет позволяет избежать недопонимания.
-Цените тех, кто рядом, в том числе своего партнёра.
На старте сотрудничества обычно все друг друга любят: денег мало, делить нечего, а энергии полно. Проблемы возникают позже — с первыми большими поступлениями на счета.
Люди могут реагировать по-разному, вполне возможно, что кто-то захочет выйти из партнёрства и забрать деньги. Чтобы такое поведение не стало сюрпризом, все договорённости фиксируйте юридически. И обязательно перечитайте написанное.
Особенно важно прописать всё, что касается денег:
-Когда, как и по какой схеме вы будете расходиться. Важно сделать так, чтобы разделение прошло максимально легко и комфортно для всех, а компания не пострадала.
-Кто сколько денег должен вложить и будет ли размер инвестиций влиять на долю в фирме.
-Что вы будете делать в кризисные периоды, когда будут нужны деньги и т. д.
То есть фиксируйте всё, что может повлиять на ваши отношения, до того как полетят копья. Всё в ваших руках.

Денис Кабалкин, СЕО Vitamin Tools (Kokoc Group)

Что ещё почитать: