Данная статья поможет начинающим понять, на каком языку разговаривают представители digital-маркетинга. Ну и для опытных спецов также будет полезно повторить изученное)
Словарь поделен на разделы, где уже подробнее раскрывается каждый из них.
Продвижение
Контекстная реклама (в простонароде - контекст) - в буквальном смысле это реклама, которая показывается в результате вбиваемых пользователями запросов. Сегодня это понятие размыто и ею принято называть рекламу в Яндекс.Директ и Google Ads. Ниже представлены примеры показа объявлений.
Таргетированная реклама (в простонароде - таргет) - реклама, показ которой проводится относительно пола, возраста, интересующего контента и прочих настроек аудитории. Сегодня ею называют рекламу в VK Ads и Facebook Ads*. Ниже представлены примеры показа объявлений.
Медийная реклама (в простонароде - медийка) - направление в рекламе, целью которой является узнаваемость и запоминаемость. В ней можно мерить количество пользователей, которым показалась реклама, частота показа, кликабельность, процент просмотра видео и ее влияние на продажи/лиды.
Performance реклама (в простонароде - перфом) - направление в рекламе, целью которой является продажи и лиды. Тут речь идет о доходе, рентабельности, возврате покупателей, цене продажи/заявки.
Мобильная реклама (в простонароде - мобилка) - направление в рекламе, сосредоточенное на продвижении мобильных приложений. И тут уже разные цели могут быть у специлистов: установки или действия внутри него.
Ключевое слово/фраза - слово или фраза, по которой рекламодатель настраивает показ рекламы.
Поисковый запрос - слово или фраза, которую пользователь вбивает в поисковую строку.
Ключевое слово/фраза ≠ поисковый запрос. Рекламодатель использует фразу “купить зубную пасту”, а пользователь может вбить запрос “купить зубную пасту какая лучше”. Показ объявления все равно будет, потому что в запросе есть слова из ключа.
Таргетинг - набор настроек по полу, возрасту, времени, устройствам, интересам и иным параметрам аудитоирии, чтобы сделать фокус на более целевую аудиторию.
Ретаргетинг - механика показа рекламы пользователям, которые уже совершили контакт с брендом. Есть много сценариев, но основными источниками служат сайт, приложение или база контактов.
Look-a-like - механика показа рекламы, когда на основе сегментма пользователей для ретаргетингам система ищет похожих пользователей. Например, у бизнеса очень узкая ниша, которая неоднозначно запрашивает в поисковиках или непонятно чем четко интересуется в интернете, но на основе CRM базы система может найти потенциально заинтересованных пользователей.
Аналитика
Веб-аналитика - анализ поведения пользователей на сайте. Куда кликают, в какие моменты закрывают сайт, сколько времени проводят на нем. Отследить можно много чего.
Сквозная аналитика - анализ пользователя от первого касания с компанией (прям от показа) до совершения ключегого для бизнеса действия.
Тут и сразу отличие первого от второго. Веб-аналитика про сайт, а сквозная про действия на сайте и вне его.
Счетчик - кусок кода, который устанавливается на сайт и считывающий поведение пользователей. В сфере счетчиками являются сервисы Яндекс.Метрика и Google Analytics. На практике лучше устанавливать обе системы.
Пиксель - почти счетчик, но пикселем называют кусок кода от VK Ads и Facebook Ads. Они считывают поведение пользователей, но счетчики предоставляют намного больше данных для аналитики.
Трекеры - системы, служащие “проверкой” для рекламных систем. Они показывают фродовый трафик и показы (трафик и показы, которые совершены роботами, а не живыми пользователями), а также служат для дополнительной оценки эффектинвости рекламы. Для активации трекера требуется установок пикселей-трекеров и кликовых ссылок-трекеров.
Пиксель-трекер и кликовая ссылка-трекер. Пиксель-трекер помогает отследить влияние медийной рекламы на ключевые цели бизнеса. При настройке указывается цель на сайте и система дальше считывает поведение пользователя, которому показалась реклама (он может зайти на следующий день по другому истонику, но конверсия по показу присвоится к изначальному источнику).
Кликовая ссылка-трекер также помогает отследить фродовой трафик и служит дополнительным источником информации для оценки эффективности рекламы.
Конверсия или целевое дейсвтие - совершенное пользователем действие, которое настроено на сайте/в приложении (нажатие на кнопку, посещение определеннрй страницы, добавления в корзину, покупка, заполнение формы обратной связи).
Прямая конверсия или last-click conversion - целевое действие, совершенное пользователем сразу после клика по объявления.
Ассоциированная конверсия - целевое действие, когда источник рекламы был не последним в цепочке принятия решения. Например, пользователь сначала посетил сайт через органическую выдачу, затем наткнулся на группу в ВК и в итоге совершил действие через контекстную рекламу. Промежуточные звенья - органика и группа в ВК, конечный источник привлечения - контекст.
Конверсия по показу или post-view conversion - целевое действие, которое происходит после показа объявления. То есть пользователь может увидеть рекламу, не совершить клика или конверсию, но потом перейти по другому источнику и совершить заветное действие.
Микроконверсия - целевое действие, находящееся между переходом пользователя на сайт или приложение, но являющихся ключевыми для бизнеса. Например, для интернет-магазина микроконверсией будет являться посещение категории товаров или добавление в корзину, но ею не будет являться уже конечная продажа.
Макроконверсия - ключевое целевое действие для бизнеса (лид, продажа).
Лид - заполненная форма или прямой звонок пользователя. То есть момент, когда он оставляет свои контактные данные.
Колл-трекинг - система для отслеживания звонков. Используется для понимания качества лидов (нужный клиент или случайно набрали) и работы отдела продаж.
Показатели
CTR (Click through rate или просто кликабельность) - отношение кликов к показам.
Пример: (10 кликов/1000 показов) Х 100% = 0.01%
CPC (Cost per click или цена за клик) - деление рекламного расхода на количество кликов.
Пример: 10.000 руб./500 кликов = 20 руб.
VTR (View through rate или процент просмотра) - отношение просмотров к показам.
Пример: (150 просмотров/1000 показов) Х 100% = 0,15%
CPV (Cost per view или цена за просмотр) - деление рекламного расхода на количество просмотров.
Пример: 10.000 руб./10.750 просмотров = 0.57 руб.
CR (conversion rate или коэффициент конверсии) - отношение целевых действий к количеству кликов.
CPA (cost per action или цена за действие) - деление расхода на количество целевых действий.
CPO (cost per order или цена за заказ) - деление рекламного расхода на количество продаж.
CPL (cost per lead или цена за лид) - деление рекламного расхода на количество лидов.
ROAS - деление выручки от продаж на рекламный расход.
ДРР - деление рекламного расхода на выручку от продаж.
*Facebook Ads принадлежит компании Meta, которая признана экстримистской на территории РФ.
Мы также делимся мыслями в Telegram