Президент России Владимир Путин признал, что украинское контрнаступление началось. Правда, подчеркнул, что ВСУ не достигли поставленных целей. Журналист «ФедералПресс» поговорил с политологами о том, какие настроения царят в российских элитах. Эксперты считают, что стадия отрицания сменилось стадией торга и элиты ждут изменений в зоне СВО.
«Это контрнаступление масштабное, с использованием, как я говорил совсем недавно публично, подготовленных для этих целей резервов. Оно идет с 4-го числа, началось 4-го. Продолжается до сих пор и прямо сейчас. <…> Что можно сказать? Ни на одном из участков противник успеха не имел. У них большие потери. Для нас, конечно, слава богу», – сказал президент на встрече с военными корреспондентами 13 июля.
Политолог Павел Салин полагает, что элиты внимательно наблюдают за происходящим на фронте. По его словам, пока не ясна динамика и неясность может растянуться на несколько месяцев. «Ситуация на украинском направлении подвисла. Итоги украинского контрнаступления воспринимаются в качестве триггера, который может сдвинуть политическую ситуацию украинского конфликта с мертвой точки. В какую сторону – непонятно. Военные итоги будут влиять на конфигурацию и направленность политических процессов», – рассказал Салин «ФедералПресс».
Он считает, что существуют два главных вопроса: какими будут военные итоги и каким образом это будет трансформироваться из чисто военной сферы во внутриполитическую. Салин подчеркнул, что элиты будут наблюдать до тех пор, пока не наступит определенность. Он полагает, что определенность может наступить нескоро. «Все наблюдают и будут пока наблюдать», – заметил он.
Глава Центра развития региональной политики Илья Гращенков отмечает, что у элит существуют такие же стадии принятия, как и у простого человека: отрицание, торг, гнев и так далее.
«С контрнаступлением мы находится в двух стадиях. Есть стадия отрицания, которая была превалирующей, пока Путин не заявил о контрнаступлении. Сейчас начинают торговаться, что все это контрнаступление провальное, имиджевое и ни к чему ни приведет. Следующей будет стадия гнева, когда выяснится, что контрнаступление не такое уж безобидное, как казалось», – сказал политолог в беседе с «ФедералПресс».
Гращенков отметил, что контрнаступление сейчас носит статус разведки боем, и остается вопрос, как оно затронет разные элиты: управленческие и бизнесовые, а также региональные, которые находятся в прифронтовых регионах.
«Затянувшаяся СВО грозит каким-то территориям оказаться в состоянии длительного противостояния, что удручает элиты, поскольку изначально ощущения были другие, как все будет происходить», – добавил политолог.
Апатия и депрессия, в которую могут погрузиться элиты, может привести к выводу капиталов и уходу части элит из политических проектов, сказал Гращенков. Он напомнил о разговоре человека, похожего на продюсера Иосифа Пригожина, с якобы бизнесменом Фархадом Ахмедовым, во время которого собеседники критиковали Путина и депрессивно рассуждали о политическом будущем России. Политолог не исключает, что такие «брожения» могут возникнуть в элитах.
«Все эти брожения приводят к тому, что элиты начинают задумываться, как им жить, выживать, правильно ли действующая власть и адекватно ли реагирует на возникающие угрозы. И тут возникает некое пространство, когда элита и власть начинают конфликтовать и раскалываться», – добавил эксперт.
Гращенков подчеркнул, что есть элиты, которые действующую власть никогда не предадут, поскольку только с ней связаны их желания и амбиции, а есть те, которые готовы рассмотреть какую-то альтернативу, например на выборах.
«Настроения элиты будут во многом зависеть от того, насколько государство успешно справляется с вызовами СВО и насколько может что-то противопоставить контрнаступлению», – пояснил политолог.
Переломная точка, по мнению Гращенкова, состоит в вере в то, что российское государство способно противостоять внешним угрозам. По его словам, пока атаки на приграничные территории воспринимаются элитами как террористическая активность диверсионных групп.
«Если в какой-то момент это перейдет в официальный статус, что войска ВСУ переступили границу России и это признают [в Киеве], то уже дальше возникает какая-то точка: а что этому можно официально противопоставить? Тут и начнутся основные брожения, если выяснится, что кроме озабоченности или угрозы ядерных ударов, нельзя ничего противопоставить», – резюмировал эксперт.
Фото: IMAGO/Vincenzo Circosta / www.imago-images.de / Globallookpress.com, Mykhaylo Palinchak / Keystone Press Agency / Globallookpress.com