11 лучших из 607 тысяч в главном московском собрании зарубежного искусства
Самая известная коллекция зарубежного искусства в России хранится, конечно же, в Эрмитаже. Но необязательно ехать в Северную столицу, чтобы посмотреть на работы Рембрандта, Ван Гога и Пикассо. В самом центре Москвы находится Музей имени Пушкина с количеством экспонатов более 607 тысяч. Прежде всего в музей идут ради творений легендарных западноевропейских мастеров живописи, а также импрессионистов и постимпрессионистов из Франции и других стран.
Что посмотреть в Главном здании Пушкинского музея на Волхонке, 12?
В Музее имени Пушкина два корпуса по соседству. Первый (и главный) находится по адресу: улица Волхонка, дом 12. Здесь представлено собрание произведений античного искусства и стран Древнего Востока и, конечно, работы старых мастеров. О четырёх из них рассказываем подробнее.
«Благовещение» Сандро Боттичелли
Эту работу можно найти в седьмом зале. Художник изобразил евангельский сюжет «Благовещение» не единожды. Самый известный вариант картины на эту тему («Благовещение Честелло») можно увидеть во флорентийской галерее Уффици. Он был создан в 1490-м для монастыря Честелло — отсюда и название. А вариант, который мы видим в Пушкинском музее, Сандро Боттичелли написал позже — с 1495-го по 1498-й.
Интересно, что она представляет собой не единое полотно, а, по сути, две части триптиха. Картина в Музее Пушкина — это отдельные створки старинного алтаря. Только вот центральная его часть по неизвестной причине была утеряна. Они попали в Пушкинский музей из национализированного собрания известнейшего рода купцов, промышленников и меценатов Строгановых.
«Мадонна с Младенцем» Лукаса Кранаха Старшего
В зале № 31 размещена написанная в начале 1520-х работа крупнейшего мастера немецкого Возрождения Кранаха Старшего. Богоматерь и маленький Иисус изображались ренессансными художниками едва ли не чаще всего, и этот живописец не был исключением.
К сожалению, за несколько столетий части полотна были утеряны. Справа и снизу ранее находилась увитая виноградом беседка. Это можно предположить: картина выглядит так, будто была нечаянно обрезана. Но это не мешает наслаждаться созданным Кранахом Старшим образом нежной Богоматери и трогательного Младенца. Живописец придавал особое значение деталям. Виноград на холсте взялся неспроста: он символизирует кровь Христову, которую тому предстояло пролить. Бьющий из камня ключ подразумевает живую воду и обновление, которое получает каждый принимающий христианство. Величественная природа на фоне — горы и леса — означают стоицизм, непоколебимость веры в душе каждого христианина.
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта ван Рейна
Написанную в 1660-м работу можно найти в зале № 10. Это одна из поздних рембрандтовских работ: ему оставалось жить девять лет. И именно в этот период он создал едва ли не самые выдающиеся полотна — например, «Возвращение блудного сына». Или «Артаксеркса, Амана и Эсфирь».
В основу картины положен библейский сюжет из Ветхого завета, когда Эсфирь, жена правителя Персии Артаксеркса, иудейка по происхождению, заподозрила Амана, придворного, пользовавшегося особым уважением царя, в злодеянии. А именно — в планах истребить иудеев, её родной народ. Об этом она и сообщила мужу за пиршественным столом, обличающе указывая на Амана. Художественный язык Рембрандта, как всегда, проявляется в мельчайших деталях и является выразительным без излишней экспрессивности. Эсфирь и Аман изображены соответственно в светлых и тёмных оттенках. На столе лежат не случайные предметы: яблоко символизирует грех, виноград — искупительную жертву, блюдо круглой формы — колесо Фортуны, судьбу, которой подвластен каждый.
«Вакханалия» Питера Пауля Рубенса
Эта работа 1615 года находится в музейном зале № 9. В 1610-х Рубенс увлёкся вакхической темой. Вакхом в античности называли бога-покровителя виноградарства, плодородия и растений. «Вакханалия» была особенно любима самим живописцем — написав её, он с ней не расставался. Здесь изображён сам Вакх со своими спутниками, пирующими, отдыхающими, в общем — хорошо проводящими время. Среди спутников — вакханки, женщины-почитательницы Вакха, служительницы его культа, сатиры — лесные божества с козлиными ногами, олицетворяющие плодородие, и силены — аналогичные сатирам существа.
Какие главные шедевры находятся в Галерее стран Европы и Америки на Волхонке, 14?
Галерея, где представлены полотна европейских и американских мастеров прошлого и позапрошлого столетий, находится в соседнем от главного здании по адресу: улица Волхонка, дом 14. Здесь ждут любителей импрессионизма и более поздних течений — к примеру, постимпрессионизма. Рассказываем о семи наиболее выдающихся работах, представленных здесь.
«Завтрак на траве» Клода Моне
Зал № 14 в доме 14 по улице Волхонке хранит написанную в 1866-м работу Клода Моне. Мимо ни в коем случае нельзя пройти, ведь именно Клода Моне (запомните правильное написание фамилии!) считают основоположником импрессионизма. Однако «Завтрак» — это ещё сравнительно ранняя работа, поскольку живописец использует в ней чёрный цвет. Чуть позже импрессионисты откажутся от чистого чёрного, передавая темноту сочетанием любых других оттенков. Но здесь уже есть то, что прославило Моне и других импрессионистов — особая роль солнечного света. Он передан мазками в листве так, будто она находится в непрестанном движении.
Вернёмся к фамилии «Моне». Другой художник, Эдуард Мане, творил в то же самое время, что и Клод, и их всё время путали. К слову, «Завтрак на траве» Моне является творческим осмыслением аналогичной работы Мане, написанной тремя годами ранее. В своё время она наделала много шуму: на ней были изображены одетые мужчины и нагая женщина, к тому же они были не просто статистами, а родственниками и друзьями художника. На полотне Моне все одеты, а благодаря особенностям импрессионистского достаточно грубого мазка понять, кто есть кто, непросто. Считается, однако, что Клод Моне изобразил на холсте некоторых своих коллег-художников, возможно — свою любимую Камиллу, и, вероятно, своего отца в виде загадочной фигуры за деревом.
«Портрет актрисы Жанны Самари» Пьера Ренуара
В отношении Пьера Ренуара часто применяют фразу «живописец счастья». И в самом деле, если посмотреть в голубые глаза и мягкое, исполненное тихой радости выражение лица Жанны Самари на картине 1877 года, — не увидишь никакой грусти. Сам автор говорил, что и большая живопись может быть радостной, необязательно писать только лишь страдания и трагизм, чтобы создать шедевр.
Жанна Самари, актриса парижского театра «Комеди Франсез», не была хорошей знакомой или подругой художника. Он просто запечатлел на холсте краткую встречу с девушкой до или после её представления. Цветовая гамма — розовый, будто находящийся в движении фон — отражает молодость девушки, её радостный, в чём-то лиричный настрой. Глаза актрисы будто подёрнуты влагой, в них столько эмоций, будто Жанна затерялась в собственных размышлениях — возможно, трогательных.
Это полотно находится в зале № 11 в доме 14 на улице Волхонке.
«Красные виноградники в Арле» Винсента Ван Гога
Зал № 16 встречает посетителей полотном 1888 года, на котором изображены виноградники в городе Арль. Туда Ван Гог переехал, чтобы одновременно отдохнуть и поработать — поправить самочувствие на свежем воздухе и создать коммуну живописцев на юге Франции. Начало было положено приездом Поля Гогена, но завершилось всё печально — обострением психического здоровья Винсента, ссорой с Гогеном, отрезанной частью уха и добровольным лечением в клинике для душевнобольных.
Эта работа — одна из немногих проданных при жизни самого живописца. На ней он изобразил красный виноградник, так его вдохновлявший, что он даже писал о нём своему брату Тео. На полотне выделяется солнце: в отличие от современников, Ван Гог не пытается изобразить эффекты света. Ярко-жёлтый цвет и круги — так солнце не выглядит, так его видел сам Винсент. Жёлто-зелёное небо Ван Гог писал крупными мазками, сделанными пальцем.
«А, ты ревнуешь?» Поля Гогена
Картина Поля Гогена из его таитянской серии представлена в зале № 17. Художник создал её в 1892-м. Годом ранее из Парижа он отправился на Таити в поисках новых сюжетов и вдохновения. Там он создал работы, которые называли «варварскими» и «примитивными» и которые в целом публика не приняла. Поэтому, вернувшись во Францию, представив свои картины и не найдя отклика, Гоген уехал на Таити вновь и навсегда.
Героини этой работы, как всегда у Гогена, — таитянки на фоне яркой природы, которая у художника получается утрированно кричащей, с розовой землёй и голубым морем, перетекающим в небо с разноцветными всполохами. Для автора это было способом выразить восхищение нетронутой природой, истинным раем на земле, которое он и пытался передать через примитивное искусство (это термин, обозначающий произведения искусства, созданные с помощью упрощённых приёмов и средств выразительности). Две обнажённые девушки, местные жительницы, которых изобразил Гоген, спокойно беседуют о делах сердечных на лоне природы.
«Голубые танцовщицы» Эдгара Дега
В зале № 10 корпуса на Волхонке, 14, находится картина, написанная Дега в 1898-м. Это одна из многочисленных работ, на которых художник запечатлел балерин в движении, но признанная критиками наиболее выдающейся. Дега никогда не писал портреты балерин — знаменитых прим и лучших в своём деле. Он находил вдохновение в движении, танце, изменчивости форм — а их можно было отыскать в любой труппе какого бы то ни было театра. Картина производит впечатление случайно сделанного кадра, но это не так. Для создания полотна живописец приглашал в свою мастерскую балерин и танцовщиц и делал сотни набросков в процессе их танцев. А затем отбирал, соединял и совмещал их, выстраивая наконец единую композицию.
«Девочка на шаре» Пабло Пикассо
В зале № 22 находится едва ли не самая известная картина «розового» (или «циркового») периода творчества художника, написанная в 1905-м. «Розовым» этот период называют потому, что купол в цирке Медрано, куда ходил Пикассо и где черпал вдохновение, был именно этого цвета. Главное внимание на холсте привлекает, конечно, девочка-эквилибристка в небесного цвета цирковом костюме, изящно поднимающая тонкие руки к небу, балансируя на шаре. Интересно, что голубой цвет костюма — отсылка к предыдущему периоду творчества, «голубому». Противовесом ей служит грузная фигура силача на кубе, отсылающая к кубизму — новому направлению в творчестве художника, которое скоро уже полностью его захватит. Есть на полотне и другие элементы, присущие цирковой жизни, — например, лошадь, без которой кочующие цирки не могли существовать.
«Красные рыбы (Золотые рыбки)» Анри Матисса
С полотном, созданным в 1912-м, можно познакомиться в зале № 20. История его создания тесно связана с московским меценатом С. И. Щукиным. Сергей Щукин сумел разглядеть талант Матисса раньше, чем весь остальной мир. Парижское общество вначале совсем не понимало его работы в стиле фовизм — «диком» стиле (так переводится его название), с кричащими цветами, простыми формами, очерченными чёрными линиями, пренебрежением к перспективе и другим живописным законам. А Щукин быстро понял и стал поддерживать живописца. Принято считать, что «Золотых рыбок» Матисс написал специально к очередному приезду своего благодетеля в Париж.
Живописец не раз изображал рыб в аквариуме. Во время путешествия в Марокко он видел, как местные жители часами сидели около сосудов с рыбками и, наблюдая за ними, погружались в некое медитативное состояние. На холсте изображены четыре золотые рыбки в круговом движении. Цилиндр аквариума, стол, на котором он стоит, и окружающие растения — всё объединено в круговую композицию, действительно создающую эффект погружения в медитацию и сосредоточенного наблюдения.
Трипстер предлагает разнообразные экскурсии в Пушкинский музей в Москве, которые подойдут как начинающим исследователям мира живописи, так и самым взыскательным ценителям. Вы можете выбрать обзорную прогулку по музею, в рамках которой гид расскажет вам об истории создания и секретах главных шедевров. Существуют экскурсии, тематика которых концентрируется на каком-то одном периоде развития искусства — например, на античности или творениях «малых голландцев». А можете вообще пригласить в качестве гида настоящего художника, который представит вам взгляд профессионала на известные полотна.