Для меня как музыканта, информация о нобелевских лауреатах, что они, практически все, и в особенности, представители научной сферы - фанаты музыки, а 96% из них владели музыкальными инструментами, неожиданна и приятна.
Этим фактом поделился известный популяризатор классической музыки, скрипач, пианист Михаил Казиник, который много лет отвечает за музыкальное сопровождение церемонии вручения Нобелевской премии.
В Нобелевском концерте, который проводится ежегодно, начиная с 1994 года, принимают участие самые видные классические музыканты современности, и в европейских странах концерт является одним из главных музыкальных событий года.
В 2005 году Михаил Казиник, являясь ведущим Нобелевского концерта, начал с такого обращения: "Хотите, чтобы у ваших детей была самая престижная премия, - начинайте их обучение не с химии, а с музыки. Опрашивая всех лауреатов Нобелевской премии, и нынешних, и прошлогодних, они все отвечают, что в их жизни всегда была музыка".
Михаил Казиник, общаясь с нобелевскими лауреатами во время этих праздничных мероприятий, открыл «некий общий секрет» их успеха:
«Девять из десяти нобелевских лауреатов рассказали, что в их детстве обязательно была классическая музыка, и многие из них учились игре на музыкальных инструментах. Один из лауреатов по физике вообще рассказал удивительную историю: родители заметили его способности к точным наукам и решили, что его, как Эйнштейна, надо научить играть на скрипке».
Почитав биографии нобелевских лауреатов, у многих можно найти факты, говорящие об их тесной связи с музыкой, о музыкальным их образовании, вот некоторые имена:
Альберт Эйнштейн (1879-1955) – немецкий физик-теоретик, основатель современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года. Родился в Германской империи. С 6 лет Эйнштейн обучался игре на скрипке и достиг в музыкальном искусстве больших высот. Своё увлечение музыкой он сохранил на всю жизнь. Известно, что в одной из его книг есть запись о том, что музыка для него была средством «выхода из ежедневной рутины и опорой в жизненных трудностях».
Джеральд Морис Эдельман (1975-2014) – американский иммунолог и нейрофизиолог, Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1972 году. Первое, чему он начал учиться – это игре на скрипке. Он учился много лет, собираясь стать концертирующим музыкантом, но, в конце концов, понял, что у него нет «какого-то внутреннего огня» для того, чтобы продолжать свое обучение и в конце концов принял решение серьезно заняться биологией и медициной.
Георг Симон Ом (1789-1854) – нобелевский лауреат по физике в 1915 году за работу, посвященную изучению закона, который сейчас называют законом Ома, связывающего ток и напряжение в проводниках. Как и Эйнштейн, Ом увлекался музыкой и играл на скрипке. Он играл в оркестре города Нюрнберг, где служил в течение нескольких лет. Ом был тесно связан с музыкальным миром, и многие его друзья были музыкантами.
Генрих Герц (1857-1894) стал нобелевским лауреатом по физике в 1901 году за работу, посвященную исследованию электрических колебаний и свойств электромагнитных волн. Как и предыдущие два ученых, Герц был меломаном и играл на скрипке. Он получил образование музыканта, прежде чем переключиться на физику и математику. В одном из писем Герца говорится: «музыка для меня - совершенно необходима для успокоения нервов».
Макс Карл Эрнст Людвиг Планк (1858-1947) — немецкий физик-теоретик, основоположник квантовой физики. Открыл кванты энергии, за что получил Нобелевскую премию в 1918 году.
Планк с детства увлекался музыкой: пел в хоре мальчиков, играл на нескольких инструментах, особенно много времени он проводил за роялем, изучал теорию музыки и пробовал сочинять.
К моменту окончания школы Планк оказался перед выбором: стать пианистом, филологом или заняться изучением физики и математики. Он выбрал последнее и в сентябре 1874 года стал студентом Мюнхенского университета. В студенческие годы он по-прежнему много времени уделял музыке: играл на орга́не в студенческой церкви, служил хормейстером в студенческом певческом союзе, дирижировал любительским оркестром!
Талантливым пианистом был и немецкий физик Рудольф Людвиг Мессбауэр (1929 - 2011) — специалист в физике атомного ядра и элементарных частиц, лауреат Нобелевской премии по физике за 1961 год. В свободное от научных трудов, он много времени проводил за роялем.
Многие ученые едины во мнении, что музыка – это первая дисциплина, с которой нужно начинать обучение детей. Пение, слушание классической музыки, игра на музыкальных инструментах – всё это создаёт почву для дальнейшего разностороннего развития: умственного, эмоционального, духовного и физического.
Они пришли к выводу, что многолетняя интенсивная музыкальная практика оказывает положительное влияние не только на межполушарную организацию слуховых и двигательных функций. Она влияет и на процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга.
Известно, что во время активного музицирования в мозгу возникают связи между полушариями мозга, которые не активируются никакой другой деятельностью.
Эти данные дают понимание, почему во многих странах с высоким уровнем развития культуры и образования так много внимания уделяется обучению детей музыке и игре на музыкальных инструментах, которое обязательно для всех школьников, начиная с первого класса в школах общего профиля.
В книге «Новый мозг» ученый Дэниэл Пинк, бывший консультант Белого Дома, много говорит о том, что все стандартные операции сейчас стремительно осваиваются искусственным интеллектом. И в скором будущем людям попросту не будут платить за навыки стандартных расчетов. А платить будут только за творческий взгляд, за умение видеть неочевидные связи и находить нестандартные решения.
Это как раз самое умение и приобретается занятиями музыкальным творчеством, в свою очередь развивая креативность и нестандартность мышления человека – самое дорогое, что сейчас ценится в нашем современном мире.
Многочисленные исследования зарубежных и наших ученых, показали, что занятия музыкой, особенно на сложных инструментах, вроде скрипки и фортепиано, развивают совместную работу обоих полушарий мозга, развивают мелкую моторику, усиливают способность сосредотачиваться и творчески мыслить.
Очевидно, что люди, которые обучались музыке в детстве и юности, обладают одним из важнейших навыков XXI века - навыком творческого и нестандартного подхода к решению задач в самых разных сферах жизни.
Кто в детстве занимался музыкой и играл на музыкальных инструментах, есть все шансы, уж если не стать Нобелевским лауреатом, то стать креативным, ценным и успешным специалистом.
Как всегда жду ваши комментарии.
Ваша Г. Молькова.