Лето, солнце и ... ДОЛГОЖДАННЫЙ ОТПУСК !!! Кому не знакомы эти чувства? Каждый из нас мечтает немного отдохнуть на теплом море и набраться сил для дальнейших трудовых будней. В последние годы отдых у нас получался "половинчатым" из-за различных всем известных событий и ограничений, поэтому в этом году решили - едем в Турцию, пусть дорого, пусть далековато, зато погода, теплое море и, естественно ALL Inclusive, нам гарантированы. Дальше я расскажу свою историю покупки и оформления тура, расскажу, как на моей семье (думаю, таких много) дополнительно наживается туроператор AnexTour и дам совет, как избежать допущенной мною ошибки при покупке тура.
Итак, первый визит в турагенство в г. Зеленограде (где я живу) сюрпризов не принес. Так как я, конечно, промониторил средние цены в интернете на туры в Турцию, чуда не случилось - реальные цены оказались даже чуть выше, чем неделю назад, но унывать я не стал, вряд ли они снизятся, а выискивать "горящие туры" в последний момент я не привык, так как люблю планировать все заранее. Состав туристов - 4 человека (я, жена, взрослая дочь и сестра жены). Мы планировали взять один двухместный номер с дополнительным местом и один одноместный, однако потом решили, что для сестры жены выгоднее жить в номере с племянницей, а дочке комфортнее спать на полноценной кровати, они обе были согласны, поэтому в конце концов остановились на варианте в два двухместных номера. Выбор отеля - отдельное, утомительное конечно, но все же необходимое мероприятие, которое описывать не буду. Остановились на отеле Sirene Belek, 5* UALL на 11 ночей. Многие крупные туроператоры предлагали туры в этот отель, но я остановился на операторе AnexTour (как же я ОБМАНУЛСЯ !!!), у которого была более обширная программа перелетов с выбором аэропорта и рейса. Так как г. Зеленоград находится рядом с аэропортом Шереметьево, его я и выбрал. Авиакомпания - SOUTH WIND (Турецкая, чартер), вылет 1.55 или около того, вылет из Антальи около 22.00. Конечно, с меня взяли дополнительную плату за ранний прилет и поздний выезд, за аэропорт Шереметьево (тур с данным рейсом стоит немного дороже), но спорить я не стал, все равно лучше иметь 12 почти полноценных дней отдыха, чем 10 или 11. Дополнительно я оплатил всякие сборы, мне всучили ненужную страховку (у меня есть гораздо более выгодная на всю семью), входящую в стоимость пакета, и я стал счастливым обладателем турпродукта. Тур мне обошелся в 607 тыс. руб. Для сравнения, около 5 лет назад, когда мы отдыхали женой, дочерью и сыном (дети также уже считались взрослыми), тур в подобный отель - Ali Bey Manavgat, правда был один двухкомнатный семейный номер, обошелся нам в сумму около 250 тыс. руб. То есть отдых подорожал почти в 2,5 раза.
Самое интересное начинается за 4 дня до отъезда. Документы мне должны выдать 14.06 (сам вылет запланирован на 18.06), конечно, это обычная практика туроператоров, но эта практика ставит туриста в очень невыгодное положение, так как ВСЯ КОНКРЕТИКА тура познается в самый последний момент, когда изменить уже ничего практически нельзя. При получении документов выясняется, что вылет нам изменили, мы вылетаем из Домодедово (3-4 часа на такси по пробкам) и рейс стал вечерний, обратный вылет пока неизвестен, но, подозреваю, что он будет утренним и также в Домодедово. Получается, что мы заселимся в отель только к ночи 18.06, а выезд будет, скорее всего, ранним утром 29.06. На мой вопрос «а какого **** вы все это переиграли в невыгодную для меня сторону?» ответ был примерно следующий: «Это Байден с его, будь они неладны, санкциями, запретил бортам авиакомпании South Wind летать в Москву, об этом даже какая-то девочка написала в Telegram-е». Показали ссылку примерно следующего содержания:
- вопрос: а кто-нибудь знает, почему туристов перенаправляют в Домодедово?
- ответ: скорее всего из-за санкций.
Вообщем, все гениально складывается: нас, туристов, лишают двух ПОЛНОЦЕННЫХ дней ОПЛАЧЕННОГО отдыха, заставляют ехать в самый загруженный аэропорт, а виноват в этом Байден с его санкциями. Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно. Звонки в Анекс Тур, естественно, результатов не дали. Специально обученные люди только твердят, что ничего изменить нельзя, в договоре прописана возможность смены рейса (ВОТ ОБ ЭТОМ Я НАПИШУ ЧУТЬ НИЖЕ, ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ЧАСТЬ, ЕСЛИ У КОГО ПРОИЗОШЛА ПОДОБНАЯ СИТУАЦИЯ – ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ, ДУМАЮ, ЗДЕСЬ МОЖНО И НУЖНО БОРОТЬСЯ С ТУРОПЕРАТОРОМ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ КОМПЕНСАЦИИ). С руководством они соединить не могут и вообще, сделать ничего уже нельзя, так как время до поездки осталось очень мало и все другие рейсы (естественно все - в ДОМОДЕДОВО) полностью загружены. И тут я понял всю гениальную схему дополнительной наживы на бедных туристах. Суть ее состоит в следующем:
Туроператор, Анекс Тур, выкупает самые дешевые блоки отелей и гарантирует, что основная часть туристов заедет к ночи (отелю это выгоднее и туроператор в накладе не остается). Также он выкупает блоки на самых дешевых вечерних рейсах из самого дешевого в обслуживании аэропорта. Но как это обеспечить? Все туристы хотят приехать утром или днем? Нельзя им предлагать только вечерние рейсы (более ранние можно – они раскупаются заранее), уйдут к другим операторам. Поэтому в договор вносится пункт о возможной замене рейса и аэропорта вылета, выставляется предложения по самым лучшим предложениям по вылету и прилету (даже доплату берут) и, вуаля …, турист купился на дешевую приманку и косяком попер выбирать самые выгодные для себя предложения. За несколько дней до вылета всех этих «лохов», которые наивно полагали, что обеспечили себе достаточно комфортный перелет, рассовывают по самым «отстойным» рейсам, которые, естественно, до сих пор остались нереализованными. Дополнительный доход Анекс Туру обеспечен. Это Вам не у бабушек ПИН-коды по телефону вымогать, тут размах посерьезнее. Применительно к своему туру, я сделал подсчет, что Анекс Тур «обул» меня примерно на 60 тыс. руб, + мы тратимся на 2 такси в Домодедово и обратно. То есть общая сумма убытка составляет около 70 тыс. руб. (при стоимости перелета на всех 200 тыс. руб., хотя, полагаю, реально перелет дешевле, так как такие рейсы не пользуются спросом). То есть на каждом «обманутом» туристе, который уверен, что может сам выбрать удобный перелет, Анекс Тур стрижет (слово зарабатывает тут не применимо) около 20 тыс. руб. (сам отель при ночном заезде обходится дешевле, о чем я уже писал). При отправке по такой схеме 10-20 тыс. человек за сезон выходит ДОПОЛНИТЕЛЬНО «СОСТРИЖЕННЫХ» 200 – 400 млн. за счет отнятых времени, комфорта и нервов у туриста. Как мне кажется, пора компетентным органам заняться этими вопросами.
Теперь хочу описать, в чем есть слабое место гениальной схемы отъема денег у туриста компанией АНЕКС ТУР. Все дело в том, что мы, туристы, подписываем стандартный договор, который никак нельзя корректировать. В договоре есть пункт, где написано, что туроператор может сменить как аэропорт, так и рейс вылета/прилета. При этом они считают, что это их гарантия от любых претензий со стороны обманутых людей. ВСЕ ЭТО СОВЕРШЕННО НЕ ТАК. Любой, подчеркиваю, ЛЮБОЙ договор, заключенный на территории Российской Федерации должен соответствовать ТРЕБОВАНИЯМ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. А с этим пунктом у АНЕКС Тура (думаю, и у других туроператоров) БАААльшие проблемы !!!
Читаем «Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) О защите прав потребителей», ст. 16:
Статья 16. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца (исполнителя, владельца агрегатора)
1. Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.
Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем, импортером, владельцем агрегатора) в полном объеме в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.
Требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня его предъявления.
2. К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся:
1) условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий) … .
То есть, если туроператор меняет Вам рейс на более неудобный для Вас, пользуясь условием, прописанным в договоре, такое условие является НЕДОПУСТИМЫМ. Так как это условие повлекло причинение убытков потребителю (то есть туристу), то, согласно ст.16 п.1, они подлежат возмещению продавцом в полном объеме. У нас в договоре прописан рейс и авиакомпания. Договор типовой, правку мы делать не можем. Туроператор, пользуясь пунктом о замене рейса или аэропорта, может поменять их только ЕСЛИ ОНИ НЕ ПРИЧИНЯЮТ ВАМ УБЫТКОВ. В данном же моем случае, как я написал выше, мне причинен убыток, который составляет около 70 тыс. руб. Кроме того, есть юридическое понятие сильной и слабой стороны договора:
Сильная сторона договора – та, чьи договоры определяют формуляры или иные стандартные формы (Анекс Тур). Заключить такой договор можно только целиком, не меняя условий. Слабая сторона договора – та, которая присоединяется к договору с сильной стороной без права изменить его условия или предложить свои (турист). При возникновении споров по договору закон всегда на стороне слабой стороны (туриста).
Теперь я хочу написать, что я собираюсь предпринять дальше. Так как на мои просьбы сменить очень неудобный рейс на более подходящий, я получаю стандартный ответ, что такой возможности нет, я сделаю следующее:
1. Сохраню все договоры, распечатки билетов и ПОСАДОЧНЫЕ ТАЛОНЫ.
2. Отправлю письмо с уведомлением о получении в адрес Анекс Тур. В тексте письма укажу на нарушение Закона о защите прав потребителей и выставлю претензию на конкретную сумму (посчитаю более точно).
3. Мне должен прийти ответ от туроператора на мою претензию в течение 10 дней. Скорее всего, ее отклонят.
4. После получения (или неполучения в течение 10 дней) ответа, пишу обращение в Роспотребнадзор, а именно в Общество по защите прав потребителей. Думаю, они ухватятся за мой вариант и попортят жизнь туроператору своими проверками. Надеюсь, что на данном этапе мы сможем прийти к какому-то решению с Анекс Туром. Если Общество по защите прав потребителей каким-то образом пришлет бытовую отписку (я не думаю, что так будет), обращусь в приемную Правительства и Президента России с жалобой на бездействие Государственных органов.
5. Но, есть последний вариант – суд. Я надеюсь, у Анекс Тура хватит ума не доводить дело до такого варианта.
Я рассчитываю, что многие обманутые туристы присоединяться и потребуют компенсации за понесенные убытки. Готов любому, попавшему в похожую ситуацию (сама ситуация обмана поставлена на поток, об этом я писал выше), предоставить «рыбу» своего варианта обращения к туроператору и в Роспотребнадзор (естественно, совершенно бесплатно, пусть никто не думает, что я ищу способ заработка). Нужно будет только заполнить свои данные и сделать копии всех документов и отправить все в адрес туроператора. Важно отправить претензию не позже, чем через 20 дней после окончания тура. Также я готов предоставить «рыбу» обращения в Роспотребнадзор. Чем больше будет выставлено претензий, тем больше вероятность их скорейшего рассмотрения, а возможно, и изменение сложившихся «жульнических» правил туристического рынка. Предлагаю объединить наши усилия в защите наших прав.
В эпилоге своего опуса хочу дать рекомендации туристам при покупке тура.
1. При выборе тура по возможности выбирайте регулярные рейсы. Это дороже, зато нервы сбережете.
2. Если средств на регулярный рейс нет, выбирайте чартер из Домодедово с вылетом не раньше 11-12 утра. Прилетите вечером, успеете на ужин опять же сохраните нервы. Вероятность пересадки Вас на более поздний рейс очень мала. Ранние рейсы значительно дороже, поэтому операторы просто их не выкупают. Анекс Тур, уж точно. Все «хорошие» рейсы, указанные на сайте – полный обман, никто их выкупать не будут.
3. Если Вы выбрали удобный аэропорт и комфортное для себя время вылета (и прилета) знайте, что вылет у Вас будет вечером из Домодедово и никак иначе, поэтому лучше заранее выбрать или пункт 1 или пункт 2. Можно заранее готовить претензию и документы для нее.
4. Не покупайте туры у компании Анекс Тур. За других туроператоров ничего сказать не могу, знаю только что здесь Вас точно попытаются «надуть» и, скорее всего, «надуют» - в этом они профессионалы.