Найти в Дзене
Вот Как!

Железные церкви. Часть 2: Посмотрите на три нетипичные церкви, которые сделаны из железа

Металлоконструкции активно использовали во второй половине XIX – начале XX веков в индустриальном и гражданском строительстве, а также в экспериментальных проектах, в частности для создания церквей из металла. О зародившихся в Англии железных церквях читайте в предыдущей статье: Металл также послужил материалом для нескольких более примечательных проектов церквей в других странах, и эта статья – о трёх таких зданиях. Киевская Церковь Иоанна Златоуста инженера Никкельса В 1868-1871 годах в Киеве построили церковь по новаторскому проекту петербуржского инженера Никкельса. Киевский генерал-губернатор решился на экспериментальный шаг, оценив достоинства железных церквей: быстрое строительство и потенциал для «поточного» возведения храмов из серий стандартных элементов. На железный каркас смонтировали стальные листы облицовки и крыши. Здание было установлено на Галицкой площади Киева и выдержано в псевдорусском архитектурном стиле с соблюдением православных канонов церквостроения. Однако в
Оглавление

Металлоконструкции активно использовали во второй половине XIX – начале XX веков в индустриальном и гражданском строительстве, а также в экспериментальных проектах, в частности для создания церквей из металла.

О зародившихся в Англии железных церквях читайте в предыдущей статье:

Металл также послужил материалом для нескольких более примечательных проектов церквей в других странах, и эта статья – о трёх таких зданиях.

Киевская Церковь Иоанна Златоуста инженера Никкельса

В 1868-1871 годах в Киеве построили церковь по новаторскому проекту петербуржского инженера Никкельса.

Киевский генерал-губернатор решился на экспериментальный шаг, оценив достоинства железных церквей: быстрое строительство и потенциал для «поточного» возведения храмов из серий стандартных элементов.

На железный каркас смонтировали стальные листы облицовки и крыши. Здание было установлено на Галицкой площади Киева и выдержано в псевдорусском архитектурном стиле с соблюдением православных канонов церквостроения.

Однако в дальнейшей судьбе этого проекта, да и во время строительства, к сожалению, было мало хорошего.

В Киеве лишь залили фундамент, само здание произвели и подготовили к сборке в Санкт-Петербурге. Но несмотря на идею о простом и быстром возведении, церковь строили долго из-за несогласованностей и несостыковок.

По какой-то причине Никкельс поначалу не хотел ехать в Киев, чтобы руководить строительством, а киевский архитектор Юргенс отказывался строить в отсутствие создателя проекта. При транспортировке повредили некоторые детали и умудрились потерять чертежи. А когда Никкельс всё же выехал в Киев разбираться с этими проблемами, то по дороге заболел и умер.

Спустя почти три года здание наконец возвели, однако тут же выяснилось, что идея железной церкви себя не оправдывает: летом она раскалялась и внутри было невыносимо жарко и душно, а зимой четыре предусмотренные конструкцией печи не могли её толком прогреть. Из-за плохой вентиляции новые стены очень быстро покрылись плесенью.

Киевская Церковь Иоанна Златоуста закончила своё существование при советской власти, которая в лице Наркомата образования признала её не имеющей исторического значения. Здание было уничтожено в 1934 году.

Железная кирха Отто Бартнинга

Экспериментальным проектом также была церковь архитектора Отто Бартнинга, построенная к международной выставке 1928 года в Кёльне, а затем разобранная и возведённая на новом месте в городе Эссен.

Основой здания из стекла и металла служили высокие стальные балки, пространство между которыми заполняли стеклянные витражи. Внешне кирха походила на завод. Визуальное сходство с церковью ей придавали форма покрытой медными листами крыши и две медные же башни с высоким крестом посередине.

Идея железной кирхи Бартнинга была схожа с идеей первых английских железных церквей, и заключалась в возможности для религиозных организаций идти в ногу со временем, быстро возводя церковь там, где она нужна и при необходимости перенося одно и то же здание в разобранном виде с одного места на другое. Кроме того, архитектурный стиль этого проекта отражал дух того времени, совмещая в себе наследие готики, функционализм и промышленный дизайн.

Однако массовым, каким его задумывал архитектор, этот проект также не стал: экономика Германии в начале XX века чувствовала себя не лучшим образом, и для многих местных приходов такой храм просто-напросто оказался не по карману.

Кроме того, здание, перевезённое в Эссен, вызвало неоднозначную реакцию со стороны местных жителей. Одним нравился функционализм и схожесть со свойственной нацистской германии «тевтонской» брутальной архитектурой, другие же не принимали подобное новаторство в церковном строительстве.

История железной кирхи Бартнинга получила резкий поворот в 1942 году. В ходе бомбардировки здание было практически полностью разрушено, и оставшиеся отведённые ему судьбой годы простояло в таком состоянии до полного сноса.

Болгарская церковь Святого Стефана в Стамбуле

Единственная из этих трёх железных церквей, которая сохранилась по наши дни, была достроена в 1898 году в Стамбуле и принадлежит болгарской общине.

На месте современной железной церкви Святого Стефана раньше стояла деревянная. К сожалению, старая церковь сильно пострадала в одном из городских пожаров, и вместо реставрации старого здания решено было строить новое.

Однако для железобетонного здания, которому требуется основательный фундамент, прибрежный грунт оказался слишком слабым. Именно поэтому церковь сделали железной: стальной каркас и стены из листов жести. Такая конструкция менее требовательна к параметрам фундамента.

Церковь Святого Стефана выполнена в неоготическом стиле, она богата деталями и при взгляде издалека совершенно не ясно, что это – железная церковь. Тем она и отличается от проектов Киевской Церкви Иоанна Златоуста, Железной кирхи, и в особенности от английских железных церквей.

В проект церкви Святого Стефана не закладывалась идея тиражирования схожих зданий; её архитектурный облик остаётся самобытным и узнаваемым.

Понравился материал? Посмотрите подборку:

Архитектура, транспорт, инженерия | Вот Как! | Дзен