1. Требования к себе не возникают из ниоткуда. Ребёнок ничего от себя не требует. Взрослый требует того, что в прошлом требовали от него.
2. Если разобраться, кто выставил нам требования, можно понять, насколько они полезны (а иногда и как с ними справиться).
3. Требование – это просьба с угрозой наказания. Когда-то за неподчинение нас угрожали выпороть, запереть дома или оставить без внимания. Сегодня мы предъявляем требования к себе, угрожая чувством вины.
4. Требования мешают чувствовать. Пока ты повторяешь: «Нужно больше золота!», ты не наслаждаешься процессом добычи.
5. Чтобы снизить требования к себе, нужно меньше угрожать.
6. «Но если я не буду угрожать, то и делать ничего не буду!» Угрозы не помогают понять желания, однако помогает опыт, осознанность и рациональная рефлексия.
7. Когда мы заставляем себя, то не оставляем шанса почувствовать, приносит ли удовольствие то, что мы заставили себя делать. Мы только думаем про требования и угрозу наказания.
8. Как делать что-то без требований к себе? Отделяя требования от процесса. Если ты можешь отделить свою оценку «больше», «лучше» и «обязан» от процесса, ты можешь заметить, что процесс приносит удовольствие сам по себе.
9. «Но так я занижаю требования к себе!» Чьи это требования? Они приносят больше вреда или пользы? Они помогают или мешают? Если разобраться с этими вопросами, часть требований отпадут сами по себе.
10. Чтобы снизить требования к себе, нужно научиться их замечать. Замечать, что перед тем, как сесть за стол, я тревожусь о том, как много нужно сделать. Вокруг ничего не изменилось, но в нашей голове уже катастрофа!
11. Если убрать требования к себе, реальность никуда не денется. Не пропадёт удовольствие (или неудовольствие) от спорта. Не пропадёт комфорт или дискомфорт от работы. Но ты будешь чувствовать, а не думать. И чувства смогут подсказать, что делать дальше: бросать или совершенствоваться.
12. Снизить требования к себе – значит научиться чувствовать то, что ты делаешь.
13. Если ты не можешь оторваться от мыслей и обратить внимание на процесс, какая разница, какие требования ты выставляешь: высокие или низкие?
14. «А если требования выставляют другие? Я не могу им не соответствовать». Тогда либо учись соответствовать (может это приятно), либо нарушай ожидания и будь готов нести ответственность.
15. Когда мы делаем то, что кому-то не нравится, есть выбор: учиться и становиться лучше или винить себя.
16. Высокие требования к себе не нужны, пока ты отделяешь мысли о требованиях от процесса. А как же рост? Если дело приносит удовольствие, рост будет. Если не приносит, ни одни требования этого не исправят.
______________.
(С) Источник.