4. «Медленная» работа
Часто перед началом тренировки Владимир Иванович проводил опрос: «Какой теме посвятить данное занятие?» Выслушав пожелания, он иногда выбирал предложенную тему, но, как правило, говорил: «А давайте поработаем медленно». Под этим подразумевалась система упражнений, выработанная им в результате тренировок с учителем Зангом. Эта система решала общую для всех «чаньских» боевых искусств (к которым, несомненно, относится Вин Чунь) задачу регуляции поведения субъекта и объект и перехода от последовательного, поэтапного характера к одновременному. Движение субъекта и объекта обуславливаются не их последовательным взаимодействием, а целостным «схватыванием» ситуации в соответствии с закономерностями её развития, что, в свою очередь, даёт возможность предвидеть действия противника и принимать опережающие решения.
При прочих равных условиях в бою побеждает тот, кто вернее отражает действительность «условия момента» и учитывает эти
условия. По принципу доминанты Ухтомского (см. Е. П. Ильин, «Психофизиология спорта»), в условиях, когда к человеку поступает масса раздражителей и сигналов, но при этом возникает задача отбора из них только тех, которые имеют значение для данного момента. Избежать хаоса в регуляции позволяет возникновение доминанты временно господствующего очага возбуждения. В нашем случае — это реакция на атакующие действия противника. Выбор доминанты, поиск эффективного способа защиты и правильного ответного действия легче выполнить на низких скоростях. Это похоже на систему диалогов чаньских наставников с учениками (коан), когда наставник в любой момент может приказать ученику отвечать на заданный вопрос. В своём ответе, без задержки на раздумья, ученик раскрывает точную меру развития своей интуиции. При этом коан выражает не частное мнение, а принцип, одинаково воспринимаемый всеми учениками школы. Настойчивость при выборе решения коанами сравнивают с добыванием огня трением (Е. В. Завадская, «Культура Востока в современном западном мире»). Также и в приложении к методике («медленная работа») правильный ответ защитными и контратакующими действиями должен отражать общие закономерности развития боя. Как правило, поиск верного ответа требует значительных временных затрат под контролем наставника.
Итак, выбран низкий темп (количество элементарных движений в единицу времени) при правильно подобранном ритме (отношение длительности всего движения к его акцентируемой части) — в таком же соотношении, как и при выполнении действия с максимальной скоростью. Если при выбранном темпе верно решается задача отработки правильных защитных и ответных действий, появляется психическая устойчивость, которая выражается в однозначности двигательных реакций, управляемых подсознанием. При увеличении темпа выполнения упражнений может появиться сбой ритма, неоднозначность ответных реакций (мельтешение). Это сигнал о том, что на данной скорости ученик не справляется с правильной оценкой ситуации и темп должен быть снижен. Следует особо подчеркнуть, что при этой методике ЕДИНСТВЕННЫМ объективным критерием устойчивости психики, который проявляется внешне, является отсутствие сбоев в умении поддерживать правильный ритм. Данную методику можно назвать «темпо-ритмовой». При этом система упражнений может быть весьма разнообразной. Например:
- Нападающий с подготовкой атаки атакует защищающегося и остается в конечном положении атаки. Защищающийся выполняет защиту, контратаку и разрывает дистанцию. Нападающий снова готовит атаку (не более 3-х секунд), снова атакует, и т.д.
- «Работа поочередно, непрерывно»: атака — защита — контратака — защита — контратака, и т.д.
- «Работа у стенки» Один защищающийся в окружении трёх — четырех атакующих. Атаки поочередно, при продвинутом уровне последовательность может быть любой. При этом атакующий остаётся в конечном положении атаки. Стоящий у стенки проводит защиту и контратаку. Следующая атака — защита — контратака, и т.д.
Можно привести множество других примеров и во всех необходимо выделить несколько важных методических моментов. К ним следует отнести:
- отсутствие лишних движений;
- выработка реакции «ожидания», когда движение начинается строго как ответ на действие партнёра;
- выполняя упражнения при сбое ритма необходимо снизить темп движений до уровня, при котором реакция и ответные действия партнёра будут однозначными.
Сложность упражнений и темп их выполнения возрастают по мере роста устойчивости психики, и так вплоть до скоростей свободного спарринга. Плавным переходом от медленной работы до боевого темпа снимается противоречие между двигательным стереотипом подключения мышц в работу при выполнении движений медленно и быстро.
5. «АНТИЦИПАЦИЯ» (ПРЕДВИДЕНИЕ)
Наш мозг устроен таким образом, что постоянно проецирует
развитие настоящей ситуации в будущем. Восприятие ситуации в её развитии, в соответствии с присущей ей внутренней закономерностью даёт возможность предвидеть действие противника и принимать опережающие решения. Согласно Е. Н. Суркову («Антиципация в спорте»), в этой способности организма действовать с пространственно-временным опережением можно условно выделить пять уровней:
- субсенсорный;
- сенсомоторный;
- перцептивный;
- уровень представлений;
- речемыслительный.
На каждом этапе темпо-ритмовой тренировки специальными упражнениями решаются задачи совершенствования антиципации на всех уровнях её проявления. Не вдаваясь в подробности, обозначим наиболее важные детали методики.
На субсенсорном уровне (подчувственном) осуществляются неосознанные нервно-мышечные преднастройки, с которыми связано выполнение предстоящих действий, решаются задачи выявления видимых проявлений этих преднастроек, выполняется работа по их возможной маскировке.
На субсенсорном уровне это касается прежде всего мышц лица, шеи, плечевого пояса. Согласно учению Сунь-цзы (см. «Трактат о военном искусстве»), высшее проявление формы — бесформенность, что можно понимать как иметь форму в себе, но не демонстрировать её (то есть, своё состояние) противнику.
Можно привести много примеров упражнений, тренирующих это умение. Одно из самых простых — «пятнашки» из естественных стоек. Защищающийся находится в естественной стойке, нападающий выбирает дистанцию для атаки на пределе своих возможностей и тоже останавливается в положении естественной стойки, не выражающей агрессии. Мышцы рук, плечевого пояса, шеи, лица расслаблены. Пауза — пять секунд. Атака проводится с целью «запятнать» партнёра в живот. При этом нападающий сразу поймёт, что любое преждевременное напряжение любой части тела, начало движения с наклона плечевого пояса ведёт к неудаче и противник сможет легко защититься.
Одно из самых сложных упражнений этого плана состоит в том, что противники медленно сближаются, и задача каждого — до момента начала атаки не выдать агрессивных намерений и не показать противнику, что и от него ожидается атака. Если же не выбрать правильную дистанцию при начале атаки, а тем более, просигналив противнику о начале таковой (так называемые «звонки»), атакующего, как правило, ждёт неудача — хуже того, встречное опережающее действие противника.
Продолжение следует...
Александр Дранник
Санкт–Петербург, Россия