Найти тему

Шинный пожар в Кувейте 2023: причины и последствия

11 июня в Кувейте загорелась одна из крупнейших в мире свалок автомобильных покрышек. Пожар не могут потушить уже неделю, и вряд ли потушат к концу месяца. Ужасная экологическая катастрофа, столб дыма виден из космоса.

Откуда в Кувейте столько шин? Неужели их нельзя было перерабатывать, или хотя бы разумно хранить? Кто их поджёг? Чтобы шина загорелась, требуется температура 400 градусов Цельсия, её непросто достичь.

Бедствие случилось в следствии обычного человеческого разгильдяйства? Или тут чей-то злой умысел? Давайте разберёмся.

Мост имени шейха Джабера через залив Кувейт 48,5 километра длиной
Мост имени шейха Джабера через залив Кувейт 48,5 километра длиной

Кувейт – богатое нефтяное государство. В 2019 году в Кувейте был построен самый длинный мост в мире – Мост имени шейха Джабера, он в 2,5 раза длиннее Крымского. Население Кувейта 4,2 миллиона, при этом ВВП на душу населения 41 тысяча долларов (в России 15,5 тысяч, у Китая – 12,5 тысяч).

Карта окрестностей столицы Эль-Кувейта
Карта окрестностей столицы Эль-Кувейта

Откуда в Кувейте столько использованных покрышек? Они традиционно свозятся из Индии, Пакистана, Малайзии и других стран. Некоторый резон в этом есть: Кувейт – крайне засушливая страна с жарким климатом, потому медленно разлагающиеся на жаре покрышки не заражают грунтовые воды. Покрышки утилизируют путём захоронения в кувейтской пустыне. Конечно, это тоже не лучший вариант: при температуре выше 50 ⁰С немало отравляющих веществ выбрасывается в воздух.

Нынешний пожар на шинных свалках далеко не первый. В 2012 году на крупнейшей свалке покрышек Сулайбия, в 7 километрах от столицы Кувейта, произошло возгорание. Сгорело порядка 5 миллионов покрышек. По ряду причин пожар не могли потушить более месяца.

Шинные пожары у пожарных на особом счету, ведь горение происходит при очень высоких температурах, до 1000 ⁰С. При этом резина сильно нагревается и её сложно охладить. Во внутреннюю часть свалки вода практически не проникает: покрышки лежат плотно, как чешуйки, вода просто скатывается по верхнему слою, под которым продолжается горение.

Куча покрышек превращается в печь, она удерживает тепло и позволяет пламени усиливаться и распространяться, даже если поверхность кажется потушенной.

При горении покрышек выделяются вещества с первого по третий класс опасности: бензапирен, бифенил, свинец, полициклические ароматические углеводороды, бутадиен, стирол, диоксин, фуран, антрацен, флуорентан, пирен, а также оксид серы, оксид цинка. Это почти газовая атака времён Первой мировой войны!

Без жаростойкого защитного костюма к огню не подобраться. Подобные пожары могут продолжаться неделями и даже месяцами, человеку остаётся только бессильно наблюдать.

Свалка покрышек Сулайбия, 2012 год
Свалка покрышек Сулайбия, 2012 год

В 2012 году шины хранились в разделённых секциях на более-менее подготовленной площадке, потому выгорело всего несколько секций, основную свалку огонь не затронул.

Пожар повторился в 2021 году. После этого терпение властей Кувейта лопнуло, и государственный холдинг «Хаммуд аль-Марри» занялся перевозкой оставшихся покрышек на новое место. Работа шла форсировано, силами 500 грузовиков, что для маленькой страны огромная цифра, и была быстро завершена. Покрышки обосновались на новой свалке в Аль-Салами, на границе с Саудовской Аравией.

На фото Роскосмоса видно, что в 2021 г. большую часть покрышек с организованной под Эль-Кувейтом свалки вывезли на новое место.
На фото Роскосмоса видно, что в 2021 г. большую часть покрышек с организованной под Эль-Кувейтом свалки вывезли на новое место.

Власти Кувейта обещали наладить переработку покрышек. И слово сдержали: на заводе компании EPSCOO Global с 2022 года начали измельчать использованные шины и применять резиновую крошку как наполнитель в плитки для пола. Таким образом, перерабатывали до 3 миллионов шин в год. Но к старым запасам всё время прибавлялись отработанные покрышки из Индии и Пакистана.

Полигон для использованных покрышек в Аль-Салами
Полигон для использованных покрышек в Аль-Салами

На снимке видно, что большая часть шин в ожидании переработки располагалась хаотично и валом. В этом состоянии их и застал новый пожар 2023 года. Если пожары 2012 и 2021 годов случались на организованной свалке неподалёку от города и источников воды, на этот раз пожар случился посреди безводной пустыни. Да ещё и на огромной площади, заваленной шинами и не разделённой на сектора.

Какой вред этот пожар нанесёт?

Примем общее количество шин на свалке за 50 миллионов. Масса одной шины легкового автомобиля составляет 10 килограммов (масса шины грузовика – 47 килограммов, но будем оптимистами). При сгорании тонны шин в атмосферу выделяется от 2400 до 3700 килограммов углекислого газа, и это без учёта прочих токсичных веществ.

Допустим, что кувейтские пожарные смогут спасти 50% шин, и шины сгорят не полностью, а на 70%. В этом случае в атмосферу попадет от 420 до 650 тысяч тонн парниковых газов. Это примерно в 10 раз больше, чем весь газ, что вышел из Северных потоков после их подрыва. Только метан из газопроводов разошелся на уровне моря, а при пожаре шин с температурой в 1000 ⁰С дым поднимется высоко и нанесет куда больший вред.

Почему пытаются сократить «углеродный след» и нужно ли это России?
Мастер приглашает в гости7 июня 2023

Как раз в июне в Кувейте дует сильный северо-западный ветер Шамаль. Он способен отлично доставить ядовитые газы с пожара в Саудовскую Аравию.

Так кому может быть выгодно это экологическое бедствие?

Встреча Госсекретаря США Энтони Блинкена с наследным принцем Саудовской Аравии Муххамедом бин Салманом. Подчёркнуто без флага США
Встреча Госсекретаря США Энтони Блинкена с наследным принцем Саудовской Аравии Муххамедом бин Салманом. Подчёркнуто без флага США
  • Представитель Кувейта, Хайсам аль-Гайса, председательствует в ОПЕК. В 2023 году он провёл сокращение добычи нефти на 750 тыс. баррелей в сутки, что крайне неприятно для стран коллективного Запада. На этом фоне пожар может стать средством дискредитации неугодной страны.
  • 7 июня состоялись переговоры Госсекретаря США Энтони Блинкена с наследным принцем Саудовской Аравии Мухамедом бин Сальманом. Он оказался провальным для США: Блинкен пытался добиться отмены ограничений по добыче нефти, саудиты отказали. Пожар может служить инструментом нагнетания недовольства в стране, как и своеобразным предупреждением для слишком самостоятельных государств.
  • Пожар на свалке в Кувейте начался на фоне неудачного контрнаступления Украины. Отличный способ переключить внимание мировой общественности.

Является ли пожар диверсией? Мы можем лишь догадываться. Но, глядя на раскладку шин на полигоне Аль-Салами, в первую очередь приходит мысль о человеческой безалаберности.

Во всём мире ежегодно производится больше 1 миллиарда шин, при этом по правилам перерабатывается только 100 миллионов. В России в 2022 году изготовлено 42,7 миллиона шин. Примерно на одну Кувейтскую свалку. Из них перерабатывается по разным оценкам от 20 до 40%.

-8

Список использованных источников прилагается в закрепленном комментарии