Найти тему
mediametrics

Александр Румянцев. Детская онкология: когда есть шанс на жизнь

Оглавление

Александр Румянцев, академик РАН, президент Центра имени Дмитрия Рогачева, врач-гематолог

В десять раз...

В 1989 году я, будучи главным гематологом СССР, поехал в Веймар. Это тогда была ГДР, но уже дул ветер перемен, и там собралась выдающаяся группа международных специалистов в области лечения детского рака.

На этом совещании я услышал вещь, которая меня просто убила: обсуждался вопрос о том, что делать с 30 процентами детей, которые не выздоравливают. А 70 процентов детей удавалось вылечить!

Я как раз по поручению своего руководителя готовил большую публикацию по лечению детей, в лучших клиниках собирал этот материал, и долгосрочная выживаемость в СССР составляла 6,9 процента...

Разница в 10 раз была потрясающей. Я не спал всю ночь, не знал, что предпринять, но утром на следующий день я выбрал тех людей, которые мне казались самыми важными, самыми серьезными исследователями. Я к ним подошел и без подготовки пригласил их всех в Москву. И все приехали в феврале 1990 года.

Мы на Оке сняли пансионат, и я пригласил туда 300 врачей из СССР, и эти 15 специалистов, которые приехали из 6 стран мира в течение недели читали лекции, рассказывали о том, как лечат.

Это была удивительная вещь - за этим последовал взрыв, он касался того, что нам удалось начать беспрецедентную подготовку кадров за рубежом. Потому, что одно дело рассказать, а другое дело показать, как устроено то, чего не хватало в России.

А не хватало технологий. Слово технологии пришло из английского языка, но у немцев есть такой термин «Формула мастера». Это режим, в рамках которого прописаны все условия ещё до того момента, как ты приступаешь к лечению ребенка. Прописаны все технологические приемы, то есть протокол лечения, который является междисциплинарным, в котором участвуют врачи всех специальностей, участвующих в лечении этого пациента, и он рассчитан на определенный результат.

В 1990 году мы создали международную организацию, которая называлась «Гематологи мира - детям». Я был ее президентом, а медийным лицом была Раиса Максимовна Горбачева. Мы собирали деньги, использовали разные возможности для того, чтобы подготовить кадры. Я могу с гордостью сказать, что нет ни одного врача в Российской Федерации, работающего в области гематологии и онкологии, который не прошел бы стажировку за рубежом.

И первые же мои ребята, которые приехали с обучения, привезли зарубежные протоколы лечения. Мы их перевели с разрешения наших германских коллег, и, сравнивая американские, германские, французские и английские протоколы, выбрали Германию. Было чувство правильного выбора, потому что немцы, в отличие от всех остальных, ходят с калькулятором в кармане.

И мы стали внедрять эти протоколы в жизнь. Протокол – это много аспектов: и санитарно-гигиеническое состояние учреждения, и подготовка врачей и сестер, и сопровождение, связанное с лабораторной диагностикой, он касается и службы крови, которая должна была присутствовать в обязательном порядке, и оценки отдаленных эффектов.

Как ни странно, лекарства старые, но они использовались в определенном режиме. Например, для самой частой формы рака у детей, остром лимфобластном лейкозе, белокровии, 8 препаратов как были, так и используются до сих пор. Но правильное их использование, никакой отсебятины, никаких дополнительных средств – все это очень четко было прописано, и мы занимались этим внедрением.

Нам понадобилось 7 лет, для того чтобы мы догнали «заграницу». Мы достигли 70-процентной выживаемости к 1997 году.

-2

Россия – среди лидеров в лечении детского рака

Сегодня мы имеем удивительные результаты лечения детей. У нас в стране выздоравливает 82 процента детей, больных онкологическими заболеваниями. Мы эти результаты доложили на заседании Всемирной организации здравоохранения. Докладывали, кстати, вместе с немцами, в какой-то степени нашими учителям, и они посоветовали пригласить русских, потому что на территории постсоветского пространства в Европе мы стали лидерами.

Для сравнения - основная часть детей в мире живет не в где-то в США и Европе, а в Азии. В Индии школьников больше, чем американцев жителей. Так вот, в Китае, Индии, как и в Малайзии, некоторых других крупных странах выживаемость детей - 10 процентов.

Сколько пациентов проходят через Центр имени Дмитрия Рогачева

В России заболевают онкологическими заболеваниями примерно 4000 детей до 18 лет. Есть еще примерно такая же большая группа детей (они тяжелые, часто смертельные) – гематологические, генетические больные, тяжелые иммунодефициты.

Сейчас в России организована большая «пирамида» во главе с нашим центром (это крупнейший в мире центр нашего профиля). Всего в Российской Федерации больше 100 учреждений, которые лечат детей. Мы фактически всех детей с онкологическими заболеваниями собрали, поместили в многопрофильные больницы.

Непосредственно в Центре гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачёва работает полторы тысячи человек - не только врачей, но и медицинских сестер. Врачей примерно 400 человек, очень хороший коллектив.

Проходят через центр 12000 пациентов в год. Мы делаем 2500 высокотехнологичных операций, нейрохирургических трансплантаций печени, суставов, костей, и делаем 250 трансплантаций костного мозга. То есть каждый день, кроме суббот и воскресений, проводятся трансплантации.

Наши коллеги, которые приезжают, удивляются, как это можно было наладить. Потому, что во главе этого дела была технология. Чем отличаются технологии от врачебного искусства? Подковать блоху может кто-то, но повторить этот опыт и сделать его общим достоянием населения невозможно. Мы как раз за то, чтобы технологический режим не зависел от личности, личность может проявить себя только в творческой парадигме, то есть он может предложить что-то, что может позволить излечить большое количество людей.

-3

Жизнь продолжается и в больнице

Когда ребенок приходит в больницу, нужно создать особенные условия. Ребенок, он должен жить, как дома.

В 2021 году состоялось новоселье нашего «дома» Мы создали Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. Иммунология – наука о клеточной регуляции человека – лежит в основе лечения и диагностики этих заболеваний. Поэтому мы на основе иммунологии и лечим пациентов с онкологическими гематологическими заболеваниями.

С самого начала, когда мы въезжали в этот дом, мы хотели создать дом для детей. Не для врачей и медицинских работников, а для детей. Мама, или папа, или кто-то из членов семьи, который может себе позволить это, находится вместе с ребенком, для родителей созданы все условия.

-4

Мы открыли госпитальную школу, и дети вместо того, чтобы болеть ментально, учатся. Это мотивирует и на выздоровление, и на развитие. Чем отличается ребенок от взрослого? Взрослые закончили свое развитие, а ребенок развивается, приобретает физическое развитие, половое, нейрокогнитивное, социальное, он социализируется, не отстает от сверстников, мотивирован, любит учителей. И мы ему такую школу создали.

Родители счастливы, что дети учатся. Надо видеть, как дети идут в первый класс, как они сдают ЕГЭ в девятом классе, в одиннадцатом классе, как они себя ведут в школе. Говоря на сленге, «Пушкин отдыхает» с его лицеем, потому что мы фактически организовали дистантное персонифицированное образование, которое очень эффективно. Мы привлекли родителей, и родители, находясь в стационаре, могут получить подготовку в качестве тьюторов, помощников учителя, которые могут лечить своих детей.

В результате ребенок, врач (а под врачом мы понимаем медицинскую общественность) и родители составляют единое целое в лечении, и мы все знаем, чего хотим – добиться излечения ребенка.

Проект госпитальной школы стал распространяться по России, сейчас в 45 регионах Российской Федерации в эту работу втянуты 5000 учителей.

Но вначале было слово, а потом результат. А чтобы был результат, обязательно должен быть труд.

Мы сейчас заняты тем, чтобы организовать медико-социальную службу для детей. Мэр города Москвы Сергей Собянин поддержал нашу инициативу. В нашем центре 95 процентов детей – «иногородние», из 85 регионов России. Казалось бы, не надо было тратить деньги, но, раз ребенок находится на территории Москвы, он наш, и департамент образования Москвы обязательно должен поддержать его, и мы это сделали.

Сейчас мы вместе с мэрией реализуем такую же ситуацию и с точки зрения социальной службы, потому что наши заболевшие дети являются детьми-инвалидами, и присуждение им формальной инвалидности и льгот должно проходить сразу, не дожидаясь, пока ребенок выпишется из стационара и будет с бумагами ходить. Все должно быть «на месте». Родители на месте должны познакомиться с тем, какими правами обладают, познакомиться с юристами, должны быть социальные педагоги, социальные психологи. То есть мы хотим создать такое медико-психолого-педагогическое объединение.

Мы получили большой подарок от Правительства и Президента, нам передали в Подмосковье санаторий «Русское поле», бывший санаторий Совмина СССР. Мы на этой площадке организовали базу реабилитации для детей, выздоровевших от рака. 2500 детей и членов их семей проходят там ежегодно реабилитацию. Это блестящая вещь, ведь каждый ребенок, получивший тяжелое лечение, должен в обязательном порядке реабилитироваться.

Мы рассчитываем на то, что наши дети проживут счастливую долгую жизнь, будут иметь своих детей, внуков.

Это самое большое счастье для врача, которое позволяет двигаться вперед.

По материалам программы «Кому на Руси жить хорошо?» на Радио Медиаметрикс

-5