29 октября 1940 года, 112-й день Битвы за Британию подходил к концу, когда в небе над английским городом Рамсгейт графства Кент появились 16 вражеских бомбардировщиков. Завывания воздушной тревоги смешались с ревом двухмоторных самолетов проносящихся над крышами небольшого приморского города. Пройдя через плотную стену зенитного огня, бомбардировщики сбросили бомбы на местный портовый комплекс. В это же время, отделившийся от основной группы бомбардировщик нанес удар по казармам королевской морской пехоты, расположенных в нескольких километрах вниз по побережью.
В целом, рейд был не особо эффективным, при атаке погибло шесть солдат союзников. Британские зенитные батареи смогли серьезно повредить пять вражеских бомбардировщиков. Этот удар посчитали незначительным, особенно в сравнении с более масштабными и смертоносными атаками, проведенными в этот же день в Лондоне, Ковентри и Портсмуте. Тем не менее, бомбардировка Рамсгейта заслуживает внимания, главным образом потому, что задействованные в ней самолеты не были немецкими, они принадлежали Королевским ВВС Италии.
Хотя Италия и не внесла особого вклада в воздушную кампанию 1940 года, Дуче направил фюреру порядка 170 самолетов, что составляет более пяти процентов от всех задействованных в битве за Британию.
Италия протягивает руку помощи
Несмотря на то, что Италия была союзником Германии, в течении первых месяцев Второй мировой войны она оставалась в стороне. Цинично дождавшись, когда судьба Парижа будет на волоске, Бенито Муссолини объявил войну Франции и Великобритании, а так же обещал оказать поддержку в воздушной кампании против Соединенного Королевства.
"Итальянский воздушный корпус", начал прибывать на аэродромы оккупированной нацистами Бельгии 10 сентября 1940 года. К тому моменту люфтваффе уже совершали ежедневные налеты на южную Англию. Тем не менее, пройдет больше месяца, прежде чем итальянские самолеты подниматься в воздух и направятся к Туманному альбиону.
Боевые самолеты Дуче
Среди итальянских боевых самолетов, участвовавших в битве за Британию, основным был двухмоторный средний бомбардировщик Fiat BR.20. Несколькими годами ранее, он принимал участие в боях против республиканских сил во время Гражданской войны в Испании. Экипаж состоял из пяти человек и мог перевозить 1,5 тонны бомб, что равнялось трем четвертям от грузоподъемности немецкого Не-111.
Максимальная скорость в 440 км/ч и всего три оборонительных пулемета, делали его легкой мишенью для истребителей королевских ВВС. Так, во время одного налета на Кент, соединение из 10 бомбардировщиков BR.20 с истребительным сопровождением стало жертвой эскадрильи Hawker Hurricanes. Через несколько мгновений три бомбардировщика были уничтожены, а еще три получили серьезные повреждения. Узнав об этом столкновении, премьер-министр Черчилль язвительно заметил, что итальянские военные самолеты были бы более полезны странам Оси, если бы они были под рукой для защиты порта Таранто, который был атакован самолетами Королевского флота в тот же день.
В дополнение к BR.20 в небо над Британией появлялись истребители двух разных классов. Одним из них был Fiat G.50 Freccia, лучший перехватчик Италии того времени, который не мог сравниться в скорости ни с "Харрикейнами" ни со "Спитфайрами". Всего 470 км/ч. Тем не менее, они продолжали сопровождать итальянские бомбардировщики. Несмотря на их недостатки, в боях над Англией был потерян только один G.50 и семь были повреждены.
Возможно, самым эффективным итальянским самолетом, участвовавшим в битве за Британию, был Fiat CR.42 Falco. Небольшой, легковооруженный, но удивительно маневренный биплан с открытой кабиной. Он развивал скорость всего 440 км/ч и был намного медленнее британских истребителей. Тем не менее, Falco мог легко перекрутить любой перехватчик королевских ВВС, посланный против него. Хотя ни один самолет союзников и не был потерян в боях с CR.42 его считали опасным противником. Летчики союзников даже научились обходить крошечную боевую птичку стороной в воздушных боях.
Достаточно интересно, что во время войны, Фалько служил в ряде европейских ВВС: Испании, Венгрии, Хорватии и даже Германии. Фактически, CR.42 одержал последнюю в истории победу биплана. Произошло это в сентябре 1944 года, когда Фалько люфтваффе сбил американский P-38 над Югославией.
Слишком мало, слишком поздно
Когда итальянский контингент вступил в бой, воздушная война Германии над Англией уже подходила к концу. Первая вылазка "Итальянского воздушного корпуса" состоялась через две недели после того, как Гитлер приказал отложить запланированное вторжение в Соединенное Королевство. Первый крупный итальянский налет произошел 24 октября 1940 года, на города Харвич и Феликсстоу. Через пять дней на Рамсгейт и Дил. Последняя крупная итальянская вылазка произошла 11 ноября 1940 года и закончилась неудачей.
В течение оставшейся части ноября выполнялись только эпизодические вылеты малыми группами, а к началу 1941 года весь итальянский контингент был передислоцирован на Средиземное море. Всего в бою над Англией и ла-Маншем было уничтожено 10 итальянских самолетов. Такое же количество было потеряно в авариях. Роль Италии в битве за Британию стала не более чем примечанием к истории.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Подписывайтесь на телеграмм-канал: t.me/real_militan
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399
Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!