Самозанятые с 29 июня текущего года смогут зарегистрировать собственный товарный знак, так с этого момента вступает в силу федеральный закон №193-ФЗ от 28 июня 2022 года. Что же это на практике означает для плательщиков налога на профессиональный доход и как происходит регистрация собственного бренда? Ответим на эти вопросы в сегодняшней публикации.
Что такое товарный знак и для чего он нужен?
Прежде всего, необходимо понимать, что такое товарный знак — это уникальное обозначение продукции, которое создается сочетанием слов, символов, изображений и т.д. Существует ошибочное мнение, что данный термин распространяется исключительно на логотип продукции. На самом деле, он включает в себя и другие элементы:
- слоган предприятия/самозанятого;
- название web-страницы;
- ФИО основателя бренда либо его часть;
- название сообщества в соцсетях;
- и даже оформление упаковки товара.
Он служит не только повышению узнаваемости бренда, но и целях защиты бизнеса от конкурентов и «патентных троллей», которые зачастую регистрируют аналогичные или схожие знаки для дальнейшей продажи. Однако незаконное использование зарегистрированного товарного знака влечет компенсацию владельцу прав в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей.
Зарегистрировать собственный бренд могут не только самозанятые жители России, но и других стран. Правда, в этом случае есть ряд ограничений. Во-первых, такая возможность доступна только гражданам КНР, США, Китая, Германии, Австрии и ЕАЭС. Во-вторых, у иностранца не должно быть статуса индивидуального предпринимателя.
Подготовка к регистрации
Еще на моменте создания товарного знака стоит учесть, что в регистрации могут отказать, если он уже кем-то зарегистрирован (что вполне логично) либо содержит следующие элементы:
- логотипы с символикой государства или схожие с ней;
- бранную лексику или оскорбления;
- копирование известных произведений искусства;
- логотипы, которые дают недостоверную информацию о сути продукта.
Убедившись, что бренд не содержит указанных элементов, следует проверить его на уникальность. Важно понимать, что все регистрация названия ведется в соответствии с заявленными классами по Международной классификации товаров и услуг. В ней числится 45 классов. Что это дает?
Если ваше название совпадает с уже зарегистрированным, но в другом классе (проще говоря, если вы не являетесь прямыми конкурентами), то проблем с регистрацией не возникнет. В противном случает стоит ожидать отказа. Проверить бренд на уникальность можно двумя основными способами:
- По базе зарегистрированных товарных знаков. Это бесплатно и можно сделать самостоятельно, например, на сайте Роспатента.
- По базе заявленных на регистрацию обозначений. В этом случае самостоятельно проверить не получится. Эту функцию выполняет Федеральный институт промышленной собственности. Стоимость проверки составит от 4 тыс. до 47 тыс. рублей в зависимости от количества классов, по которым будет проводиться проверка.
Подача заявки
Следующим этапом станет оплата госпошлин. Стоимость регистрации заявки с последующей выдачей электронного свидетельства составляет от 16 тыс.
Еще 3,5 тыс. рублей стоит проведение формальной экспертизы, но она включает только 5 классов МКТУ. Если вы намерены зарегистрировать товарный знак в большем количестве классов, то придется доплатить еще по 1 000 рублей за каждый.
Кроме того, есть еще пошлина за проведение экспертизы по существу, которая составляет 11,5 тыс. рублей и распространяется только на один класс. За каждый последующий необходимо отдать еще 2,5 тыс. рублей.
Таким образом, минимальная сумма пошлин составит 15 тыс. рублей, если вы планируете зарегистрировать товарный знак только в одном классе по МКТУ. На сайте Роспатента есть таблица для расчета пошлин.
Там же можно найти образец заявления на регистрацию товарного знака, а также требования к оформлению документации. Подать заявку онлайн можно на портале «Госуслуг» или на сайте ФИПС. Максимальный срок оказания услуги составляет 18 месяцев и две недели.
Прохождение экспертизы
Далее будут проведены две: формальная и по существу. В ходе первой определяется только комплектность документов. Если какие-то документы отсутствуют, их можно предоставить в Роспатент в течение 3 месяцев.
Экспертиза по существу подробно исследует непосредственно товарный знак. В частности, она направлена на определение его уникальности и соответствие нормам. Возможна ситуация, когда сотрудники Роспатента затребуют пояснения. В таком случае их можно предоставить также в течение 3 месяцев.
После завершение экспертизы Роспатент высылает соответствующее свидетельство о регистрации в электронном виде. Заявитель может также запросить его в бумажном варианте, однако эта услуга платная и стоит 2000 рублей.