Найти тему
БФУ им. И. Канта

Призвание — помогать детям: в Калининградской области впервые стартует обучение педагогов-дефектологов широкого профиля

Программы базового высшего образования «Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Педагог-дефектолог»» и специализированного высшего образования «Олигофренопедагогика (Образование детей с интеллектуальной недостаточностью)» реализует Высшая школа психологии и педагогики ОНК «Институт образования и гуманитарных наук» БФУ им. И. Канта.

Профиль «педагог-дефектолог» — уникальный для самого западного региона России. В нашей области специалистов подобной квалификации раньше не готовили. Тем острее ощущается их необходимость в учебных заведениях Калининградской области.

Наталья Старовойт, кандидат педагогических наук доцент Высшей школы образования и психологии, заведующая лабораторией инклюзивного образования БФУ им. И. Канта:

«Наши будущие выпускники — это люди, которые готовы сопереживать, быть созвучными особому ребенку, помогать, всегда идти рядом на всех этапах его взросления. Ключевая задача педагога — обучение, социализация, профессиональное определение».

Работа с детьми, имеющими особые возможности здоровья (ОВЗ), требует от педагога знаний в разносторонних сферах — медицины, педагогики, психологии. Поэтому студентам, которые выберут для себя эту профессию, предстоит изучать самые разные дисциплины.

В Калининградской области раньше педагогов-дефектологов в рамках программ высшего образования не готовили. Несколько лет назад осуществлялась программа профпереподготовки по заказу регионального Министерства образования. С прошлого года филиал МГПУ в Черняховске ввел обучение по программе специального дефектологического образования, однако оно касается дошкольников.

Только цифры:

В школах региона на 151 педагога-дефектолога приходится 4841 ребенок с особыми возможностями здоровья. В детских садах на 5416 детей с ОВЗ — 76 педагогов. В школах-интернатах проходят обучение 930 особых детей, с которыми работают 63 педагога.

Значительная часть педагогов-дефектологов в регионе получили образование еще в советские годы. Не случайно в учебных заведениях ощущается острый дефицит специалистов.

Отсутствие педагогов, которые владеют методиками сопровождения детей с различными особенностями здоровья, — проблема многих субъектов РФ. Как сказал на форуме «Мы вместе» в декабре 2022 года первый замминистра просвещения РФ Александр Бугаев, ведомство работает над тем, чтобы заинтересовать абитуриентов профессиями дефектолога и логопеда.

Ранее Президент России Владимир Путин поручил увеличить контрольные цифры приема по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», где готовят будущих логопедов и дефектологов, а также включить в образовательные программы СПО и высшего образования разделы, посвященные коррекционной педагогике и психологии.

Учебный план для студентов БФУ им. И. Канта полностью соответствует новому профстандарту «Педагог-дефектолог», он предполагает подготовку дефектолога так называемого широкого профиля, который знает, как работать с детьми с различными особенностями здоровья.

«Раньше такое образование называлось коррекционным. Но мы сегодня заменяем его более мягким термином — это специальное образование. Ведь в нем нуждаются самые разные дети — и те, у кого есть проблемы со зрением, со слухом, даже высокоодаренные дети и билингвы, говорящие на двух языках, тоже нуждаются в особом сопровождении педагогов, владеющих методиками работы с такими ребятами», — рассказывает Наталья Старовойт.

Обучение в БФУ для будущих педагогов станет серьезным и значимым фундаментом. Студенты получат представление о специфике развития обучения и воспитания детей с разными нарушениями здоровья — зрения, слуха, речи, опорно-двигательного, аутического спектра и т.п.. Благодаря такой разносторонней подготовке будущий выпускник сможет самостоятельно определять дальнейший индивидуальный профессиональный трек — выбирать ту стезю, которая ему больше по душе, где он ощутит свое призвание.

Корпус Института образования и гуманитарный наук БФУ им. И. Канта
Корпус Института образования и гуманитарный наук БФУ им. И. Канта

Кому-то ближе окажутся дети с нарушением зрения, и он пойдет дальше работать в тифлопедагогику. Кто-то будет готов помогать деткам с нарушением слуха — его заинтересует область сурдопедагогики. Выпускники смогут работать как в обычных школах, так и в специализированные учреждениях. И везде им будут рады, поскольку востребованность дефектологов на всех уровнях образования Калининградской области очень большая.

Что касается программы специализированного высшего образования, то «Олигофренопедагогика» — это узкая специализация, направленная на сопровождение детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Причем речь не только о ребятах с медицинским диагнозом «умственная отсталость». В последние годы встречается много довольно непростых сочетаний — например, детский церебральный паралич, нарушения зрения, речи в сочетании с ментальными нарушениями. Студенты, которые выберут для себя обучение по данной программе, научатся методикам формирования игровой, конструктивной деятельности, развития речи таких ребятишек.

Среди преподавателей, которые будут делиться своими знаниями со студентами, — большое число педагогов-практиков, логопеды из различных образовательных организаций. Профессорско-преподавательский состав — это лучшие специалисты России из ведущих вузов страны.

Институт образования и гуманитарных наук имеет разветвленную партнерскую сеть, в том числе, ресурсные центры, в которых студенты проходят практику. Таковым, например, является ГБУ «Школа-интернат» на ул. Спортивной в Калининграде, где обучаются ребята с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, множественными нарушениями. Хорошие профессиональные контакты у образовательно-научного кластера и с «Школой-интернатом» в поселке Сосновка, где получают образование дети с нарушениями слуха и расстройствами аутического спектра. БФУ дружит с детсадами и школами, которые реализуют образовательные программы для особых детей. Студенты на практике смогут овладевать конкретными методиками обучения и воспитания таких детей.

Минимальные баллы ЕГЭ для поступления на базовое высшее образование

На базе среднего общего или высшего образования (по ЕГЭ или вступительным испытаниям вуза): русский язык 50, биология 50, на выбор математика/обществознание 46/51.

На базе среднего профессионального образования (по вступительным испытаниям вуза): русский язык 50, общая биология 50, на выбор прикладная математика/основы социальных наук 46/51.

Минимальное количество баллов для поступления на специализированное высшее образование — 25 (по результатам комплексного экзамена).