Древнеславянский праздник Иван Купала в дни летнего солнцестояния - почитание огня.
В Купальський день Сонце играет, пляшет и мечется во все стороны, не зная предстоящей ему дороги. Но вот появляется небесная дева – богиня Заря – и ведет его по чистому Небу. В этот день люди „хоронят” сделанного из соломы идола Купалы. Собравшись на берегу реки, они бросают в воду чучело бога и, затянув прощальную песню, провожают его в дальний путь.
Летом, во время праздника Ивана Купала обязательно воздавали дань его подруге и полной его противоположности, богине Марене – владычице моря, гасившей огонь. Деревце молоденького клена наряжали Мареной: украшали цветами, венками, лентами. Вокруг клена-Марены кружились девушки в хороводе и пели песни. Когда же догорали купальские огни, стихали веселые игрища, тогда все участники праздника несли клен-Марену к ближней реке, озеру или пруду. Несли живое к живому, чтобы благословить жизнь, чтоб могущественная сила воды творила урожай, достаток, богатство.
Бытует поверье, что на том месте, где стояло наряженное Мареной молодое деревце клена, впоследствии прорастало растение, цветущее одновременно двумя цветами: желтым и синим. Это общий цвет Купала и Марены, а само растение знают и собирают для гаданий.
“Купала” упоминается в летописях с 1175 г. В языческое время у славян он “былъ богъ плодовъ земныхъ и по однимъ считался третьимъ (“Абевега русск. суеверiй” 1786 г.) и Перунъ, а по другим (“Краткое обозренiе Мифологiи русск. слов”. Строева. 1815 г.) пятым Богомъ”. Мифологическое значение – соединение стихии воды и огня. День празднования в разных источниках неоднозначен: 24 июня (7 июля по н.с.), “праздновали ему 24 и 29 iюля, день жатвы…”. (6 и 11 августа по н.с.), “Сему Купалу, бесу, ещё и доныне по некоторым странам безумные память совершают, начиная июня 23 дня, под вечер Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далее…” (Густинская летопись. Начала XVII ст.). И тем ни менее, практически все отмечают, что этот праздник приурочен: “какъ повороты солнца, разделяющiе годъ…”, “персонификация праздника летнего солнцестояния”.
Литовцы называют Ивановское празднество – Праздником Росы (Купайлы). С вечера, под Ивановскую ночь они собираются на избранном месте, на поляне ставят шалаши, разводят огни, поют песни, пляшут с факелами и перескакивают через огонь. Тут сходбище на одном месте у них называется “стадом”, а пляска “коркодоном”. На счастье, отправляются искать заветный цвет папоротника (Волынь). Следующий день назывался “святым”. Рано утром отправляются в лес – на росу. Собирались травы для врачевания скота, также для чарования и волшебства, что делалось и на Руси. В Лужском уезде, по реке Луге, Ивановское празднество известно более под именем Соботок (Sobotki в Польше.).
Немецкое предание гласит, что среди сонма ведьм они докладывают Сатане о содеянных ими злых деяниях. Ведьмы сговариваются о планах новых дел, причём в случае недовольства какой-нибудь из них, Он тут же награждает провинившуюся ударами. По окончании деловой церемонии в общении с Сатаной, при свете факелов, зажжённых от пламени, которое горит между рогами Большого Козла, приступают к пиршеству: едят лошадиное мясо, а напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. Затем следует бешеная постыдная пляска ведьм с чертями, от которой на другой день остаются на месте следы копыт коровьих и козьих. Инструментами для музыкантов служат вместо волынки лошадиная голова, а вместо смычка — кошачий хвост. Далее совершается сожжение козла, чёрного быка и чёрной коровы. Шабаш оканчивается свальным соитием при полном мраке, после чего ведьмы на своих метлах возвращаются домой.
У славян праздник летнего солнцестояния назывался Купало или Ярило. Были у него и другие названия: Кострома, Соботка, Креснице и Вайяно. Славяне зажигали костры, обливались водой, занимались предсказанием будущего.
Во второй половине первого летнего месяца Солнце достигает полнейшего проявления своих сил, после чего начинает готовиться в далекий зимний путь. С каждым днем оно утрачивает свой живительный свет: дни начинают укорачиваться, а ночи – удлиняться. Этот поворот Солнца – с Лета на Зиму – люди широко отмечают большим Купальським праздником.
Современный вариант – Рождество Иоанна Предтечи (ночь с 6 на 7 июля). Христианская традиция активно поглощала языческие праздники, потому Иванов день был совмещен с новой религиозной датой.
Прощаясь с Землей, Купала наделяет природу в Иванову ночь могучей, таинственной, волшебной силой. Недремлющая нечистая сила старается покрыть эту ночь еще более таинственным мраком, скрадывая накануне Месяц и Звезды. Но люди, провожая бога, давшего им хороший урожай, разжигают на открытых полях, по берегам рек, на холмах, горнах возвышениях костры, и волшебная ночь озаряется ярким светом купальських огней, чье пламя олицетворяет знойное летнее Солнце.
Это время водяных, леших, русалок, колдунов и ведьм, так как солнце поворачивает к Зиме. Нечисть большую часть года живёт в воде, а на суше прибывает лишь с Ивана Купалы – начала зодиакального знака Рака (20 – 21 июня), до Перунова дня в июле – начала зодиакального знака Льва (23 – 24 июля). Именно поэтому купаться в природных водоёмах разрешается лишь в этот период (в знаке Рака), и именно поэтому в это время бывает так много гроз — это Перун отстреливает молниями нечисть, разгуливающую на суше (“Федор-Стратилат грозами богат”). В июльский день Перуна (Ильин день), нечисть возвращается в реки, делая их опасными для купания.
Купальская ночь полна всевозможных волшебств и таинств: источники и реки превращаются в чистое серебро и золото, папоротник расцветает огненным цветом, подземные сокровища оказываются снаружи и загораются пламенем, деревья и кусты двинуться, ведя между собой шумную беседу, нечистая сила собирается на Лысой горе и предается там неистовому разгулу.
В период купальской ночи - главное годовое сборище ведьм. У ведьм, в их цикле приливов энергии, после летнего солнцестояния, большой прилив сил начинает убывать. Поверье говорит, что в эту ночь Баба-яга и её слуги, ведьмы и колдуньи собираются на Лысую Гору. Под Киевом, это Чёртово Беремище, Бабьи горы y чехов и словенцев, гора Шатрия у литовцев, вершина горы Брокен, гора Блокула в Швеции, Блоксберг, Шварцвальд и другие у германцев.
В день Ивана Купалы парни и девушки выходили из села, пели радостные песни на берегах рек и озер. Парни терли деревом об дерево, добывая «живой огонь» и разжигали высокие костры. Считалось, чем выше будет пламя костра, тем выше будут хлеба в поле. Возле этих костров царило веселье: кружились хороводы, прыгали через огонь. Знали: купальский огонь очищает от всего плохого, наделяет силой и здоровьем. Верили: если парень и девушка, взявшись за руки, трижды перепрыгнут через огонь и при этом их руки не разомкнутся, то это верный знак, что они в скором времени вступят в брак, и их семья будет крепкой, дружной. На Ивана Купала женщины шли в поле, в лес, на луг собирать травы. Было известно, что именно в этот день травы имеют чудотворную целительную силу. А девушки до восхода солнца умывались росой, чтобы быть красивыми. Та, которой повезло первой умыться росой, становилась первой красавицей в округе. Самые отважные из парней купальскими ночами в одиночку шли в лес искать цвет папоротника. Этот огонь зажигал сам Купала в полночь в самых глухих лесных дебрях. Тот, кому посчастливилось добыть цвет папоротника, мог понимать язык любого живого существа и видел, где в земле спрятаны клады. Девушки плели себе венки из самых разных цветов и вечером, воткнув в венок зажженную свечу, пускали их на воду. Если венок плыл хорошо и свеча не гасла – это была верная примета, что девушка скоро выйдет замуж, а если венок кружился на месте – то еще будет посидит в «девках».
Всю ночь вокруг возжженных в навечерии костров, разведенных с помощью живого огня, добытого почетными стариками трением одного дерева о другое, водятся веселые хороводы. Молодые девушки и парни в праздничных нарядах, взявшись за руки, прыгают через очистительный огонь, катают с гор горящее колесо, собирают целебные травы. Ведь роса, выпадающая в Купальскую ночь, обладает наиболее живительными и целебными свойствами и передает их полевым цветам и луговым травам. Люди умываются этой росой, чтобы отогнать от себя злые немощи и недуги. Всем известно, что лекарственные травы оказывают действительную помощь лишь в том случае, если они сорваны в Купальскую ночь или на утренней заре Купальского дня, т. е. прежде, чем обсохнет с них роса. Потому исстари ночь на Купалу почитается лучним временем в году для сбора целебных трав, цветов и кореньев.
На рассвете Купальского дня люди совершают очистительное омовение в источниках и реках. Они не только сами купаются на этот праздник ради здравия тела, но с той же целью купают больных лошадей и прочий домашний скот.