Найти тему

Неизвестный Греков: «Белогвардейские» мотивы в творчестве советского баталиста

141 год назад, 15 июня 1882 года, на территории современной Ростовской области в казачьей семье родился русский и советский художник-баталист Митрофан Борисович Греков. Он считается основателем современной батальной школы, а его «Тачанка» стала символом Гражданской войны. Грекова называли «певцом Первой Конной Армии», а его монументальные полотна прославляли героические подвиги красных бойцов и командиров. Впрочем, по понятным причинам, Греков никогда не упоминал о своих работах донского периода - 1918-1919 гг. Как музей, в котором хранится достаточно картин мастера, обращаемся сегодня к этой интересной странице его биографии...

Прокопинский Г.И. Портрет М.Б. Грекова. 1955 г. Фрагмент // grekovstudio.ru
Прокопинский Г.И. Портрет М.Б. Грекова. 1955 г. Фрагмент // grekovstudio.ru

В это время живописец проживал на территории Всевеликого Войска Донского – самопровозглашенного казачьего государственного образования со столицей в Новочеркасске. Донская армия, получая поддержку от кайзеровской Германии, вела войну против красных, а в 1919 году правительство Дона вынуждено было заключить союз с белогвардейским генералом Антоном Деникиным. Что же касается Митрофана Борисовича, то он устроился учителем рисования и чистописания в польской мужской гимназии, эвакуировавшейся туда во время войны из Варшавы. В свободное время художник продолжал творить.

М.Б. Греков. Портрет Алексея Максимовича Каледина
М.Б. Греков. Портрет Алексея Максимовича Каледина

По фотографии он написал портрет генерала Алексея Каледина, первого после петровских времен выборного атамана Войска Донского, одного из первых, кто поднял знамя борьбы против большевизма. Тогда же Греков создает недошедшее до нас монументальное полотно «Смерть Корнилова», посвященное гибели первого главнокомандующего Добровольческой армией во время штурма Екатеринодара. В 1919 году появилась картина «Корниловцы на привале», посвященная знаменитой белогвардейской дивизии. Работы Грекова демонстрировалась в столице кубанского казачества Екатеринодаре в здании Дворянского собрания, а в Новочеркасске он выступил с инициативой создания Музея Гражданской войны, в котором история могла бы быть преподнесена в виде картин или диорамы.

М.Б. Греков. Корниловцы на привале. 1919 г. // Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил
М.Б. Греков. Корниловцы на привале. 1919 г. // Экспозиция Центрального музея Вооруженных Сил

В конце 1919 года Донская армия потерпела несколько тяжелых поражений. Красные брали одну станицу за другой. В это время художник пишет картину «Отступают», которую можно принять за своеобразную иллюстрацию к «Тихому Дону» М.А. Шолохова, вот только сам роман тогда еще не был написан. Изображенный на первом плане картины раненый молодой офицер, погруженный в свои невеселые думы, напоминает Григория Мелехова, а сидящий на следующей за ним подводе седобородый старик — Пантелея Прокофьевича, его отца. Удивительно точны психологические типы белого офицера, обуреваемого сомнениями в правильности выбранного пути, и старого, домовитого казака, озлобленного и непримиримого.

В начале 1920 года донской атаман Африкан Богаевский (кстати говоря, часто делавший у Грекова заказы) настоятельно предлагал художнику эвакуироваться за границу, но Митрофан Борисович ответил: «Эмигрантом быть не хочу и родину свою не покину». 7 января он стал свидетелем входа частей Красной Армии в поверженную казачью столицу. Так начался новый, советский период в жизни и творчестве выдающегося живописца.

М.Б. Греков. Атака пеших сотен 1-го Милютинского полка под Морозoвской станицей в 1918 году
М.Б. Греков. Атака пеших сотен 1-го Милютинского полка под Морозoвской станицей в 1918 году

В нашем музее хранится 32 картины М.Б. Грекова, часть из них представлена в экспозиционных залах, посвященных Гражданской войне в России (залы №№4-6).