140 лет назад, 15 июня 1882 г., на хуторе Шарпаевка Яновской волости Донецкого округа Области Войска Донского (современный Тарасовский район Ростовской области) в казачьей семье родился русский и советский художник-баталист Митрофан Борисович Греков. Живописец считается основателем современной батальной школы, а его «Тачанка» стала символом Гражданской войны в России.
В 15 лет Митрофан пошел учиться живописи в Одесское художественное училище, а затем через пять лет успешно поступил в Петербургскую академию художеств, где обучался у Ильи Репина, а также Франца Рубо — классика батального жанра. Отбывая годичную воинскую повинность в Лейб-гвардии Атаманском полку, Греков сделал множество зарисовок, отражающих уникальность и самобытность Кирасирского, Павловского и Гренадерского полков. Сражаясь в действующей армии во время Первой Мировой войны, молодой художник продолжал делать зарисовки, изображающие солдат, их воинские подвиги, нехитрый быт, минуты отдыха и веселья. Во время знаменитого Брусиловского прорыва, оказавшись в самой гуще сражения, Греков делал наброски прямо с двуколки, собирая материал для будущих батальных полотен.
После Октябрьской революции Митрофан Борисович перебрался в Новочеркасск. В 1920 году художник написал картину «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского». Именно эта работа стала разделительной чертой в жизни мастера. Советской власти были нужны талантливые люди, которые смогли бы идеологически верно передать военную идеологию на картинах и плакатах. И с этой задачей Греков спрвился. Именно тогда появляются такие знаменитые полотна, как «В отряд к Буденному» (1923), «Тачанка» (1925), «На привале», «На походе. Первая конная» (1927), «Бегство белых из Новочеркасска в 1920 году», «Комбриг ведет в атаку», «Бой за Ростов у села Генеральский Мост», «Бой за Ростов под Большими Салами» (1926).
В начале 1930-х гг. Митрофан Борисович начал работать над грандиозной картиной «Перекоп», состоявшей из четырех диорам. Она должна была стать монументальным произведением советского художественного искусства. Однако во время предварительных зарисовок в Крыму художника нежданно постиг сердечный приступ. 27 ноября 1934 года его не стало. В память о своём друге народный комиссар обороны СССР Климент Ефремович Ворошилов приказал организовать в Особой отдельной кавалерийской бригаде имени Сталина изобразительную мастерскую самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова. Она и положила начало в будущем знаменитой одноимённой студии военных художников.
Знаете ли вы, что:
- Так как Греков родился не в законном браке, то долгое время носил фамилию венчанного мужа своей матери Мартыщенко и отчество крестного – Павлович. И только в 1911 г. он получил фамилию и отчество своего родного отца – знатного казака Бориса Грекова.
- По понятным причинам Греков никогда не упоминал о своих работах новочеркасского периода 1918-1920 годов. Среди них - выполненный по фотографии портрет генерала Каледина, первого после петровских времен выборного атамана Войска Донского; картина «Корниловцы на привале» и монументальное полотно «Смерть Корнилова» (не сохранилось).
- В начале 1920 г. донской атаман Богаевский предлагал художнику эвакуироваться за границу, но Митрофан Борисович ответил: «Эмигрантом быть не хочу и родину свою не покину»
- В качестве объекта для написания картины «Тачанка (Выезд на позиции)» 1933 года Греков использовал повозку подобную той, какая представлена в зале №4 нашего музея. Здесь же можно увидеть и оригинал полотна.
- В 1929 г. Греков создал первую советскую диораму «Взятие Ростова», посвященную событиям Гражданской войны. К сожалению, работа погибла в годы Великой Отечественной войны.
- Студия военных художников имени М.Б. Грекова является соседкой нашего музея (следующий дом по улице Советской Армии). Творцы-грековцы работают над произведениями батальной и патриотической тематики, сохраняя в своих картинах традиции отечественного реалистического искусства. ЦМВС РФ поддерживает со студией тесные контакты.
- Гости Музея Вооруженных Сил могут увидеть подлинные работы художника: «Тачанка (Выезд на позиции)», «Отверженные» (по другому: «Ледяной поход» или «Отступление деникинцев», 1922), «Знаменщик и трубач» (1934), «Корниловцы на привале» (1919) — все в зале №4, а также «Гибель парохода «Ваня-коммунист» (1929) — в зале №5. Во время работы кинозала можно познакомиться с размещенной там картиной «Бой за Ростов у села Генеральский мост» (1927).
#греков #художники #художник #батальная живопись #живопись #история ссср #гражданскаявойна #краснаяармия