Найти в Дзене

Валентина Толкунова: "Любовь - неисчерпаема"

Журнал "Леди Вита",
номер за ноябрь-декабрь 2007 года Рубрика "Интервью" НАРОДНУЮ АРТИСТКУ РОССИИ ВАЛЕНТИНУ ТОЛКУНОВУ НЕТ НУЖДЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ЧИТАТЕЛЯМ: ЕЕ ЗНАЮТ ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ. ПОЖАЛУЙ, НА НАШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭСТРАДЕ ТРУДНО НАЙТИ ДРУГУЮ ПЕВИЦУ,
В ТЕЧЕНИЕ СТОЛЬКИХ ЛЕТ ОСТАЮ­ЩУЮСЯ СРЕДИ ЗВЕЗД
ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ. Свой творческий путь молодая Ва­лентина Толкунова, закончившая к то­му времени музыкальное училище им. Гнесиных и дирижерско-хоровое
отде­ление Московского государственного института культуры, начинала солист­кой «ВИО-66» под управлением Ю. С. Саульского.
В 1971 году в теле­фильме «День за днем» она озвучила песни композитора И. Катаева на стихи М. Анчарова, быстро ставшие популяр­ными.
А в 1972 году Валентина Толку­нова была приглашена поэтом
Л. И. Ошаниным петь на сцене Колон­ного Зала на юбилейном концерте, где выступила с песней В. Шаинского «Ах, Наташа». Песня, на которую автор не возлагал особых надежд, имела такой успех, что именно с нее
для молодой певицы и откр
Оглавление

Журнал "Леди Вита",
номер за ноябрь-декабрь 2007 года

Рубрика "Интервью"

НАРОДНУЮ АРТИСТКУ РОССИИ ВАЛЕНТИНУ ТОЛКУНОВУ НЕТ НУЖДЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ЧИТАТЕЛЯМ: ЕЕ ЗНАЮТ ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ. ПОЖАЛУЙ, НА НАШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭСТРАДЕ ТРУДНО НАЙТИ ДРУГУЮ ПЕВИЦУ,
В ТЕЧЕНИЕ СТОЛЬКИХ ЛЕТ ОСТАЮ­ЩУЮСЯ СРЕДИ ЗВЕЗД
ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ.

Свой творческий путь молодая Ва­лентина Толкунова, закончившая к то­му времени музыкальное училище им. Гнесиных и дирижерско-хоровое
отде­ление Московского государственного института культуры, начинала солист­кой «ВИО-66» под управлением Ю. С. Саульского.
В 1971 году в теле­фильме «День за днем» она озвучила песни композитора И. Катаева на стихи М. Анчарова, быстро ставшие популяр­ными.
А в 1972 году Валентина Толку­нова была приглашена поэтом
Л. И. Ошаниным петь на сцене Колон­ного Зала на юбилейном концерте, где выступила с песней В. Шаинского «Ах, Наташа». Песня, на которую автор не возлагал особых надежд, имела такой успех, что именно с нее
для молодой певицы и открылась большая дорога на телевидение и радио, началась актив­ная работа с композиторами-песенни­ками:
Э. Колмановским, М. Таривердиевым, П. Аедоницким, Е. Жарковским,
М. Минковым, В. Успенским, Е. Птичкиным, Л. Лядовой и другими.

За эти годы певицей издано 12 пластинок и компакт-дисков.
Толь­ко в музыкальных фильмах и теат­ральных спектаклях ею исполнено более 300 песен. Двадцать три раза Валентина Толкунова становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года».

- Валентина Васильевна, вы спе­ли столько песен о любви - к мужчи­не,
к детям, к матери, к Родине... О чем еще вам хочется спеть?

- Этим вопросом вы напомнили мне поэта, который говорит сам се­бе:
«Ну вот, еше одно Стихотворе­ние о любви написал, тему-закрыл».
Это же вечное, неисчерпаемое... Сейчас готовлю новый
музыкально - поэтический спектакль под назва­нием
«Россия, вспомни о себе». В него войдут стихи и песни на сти­хи известной поэтессы Карины Фи­липповой. Музыка написана разны­ми композиторами.

- После многих лет успешных сольных выступлений в 1987 году вы стали организатором и руково­дителем Московского театра дра­мы и песни. Расскажите, пожа­луйста, немного о нем.

- Создание театра - это попытка выйти за рамки собственно песенно­го жанра. Например, в течение трех лет мы исполняли
музыкально-поэ­тическую композицию «Ожидание» (музыка В. Успенского, стихи Р. Рож­дественского). Кстати, скоро я еду в Питер с этим спектаклем. Шел у нас и спектакль «Русские женщины» на слова Н.А. Некрасова,
А.С. Пушки­на, Н. Кольцова, музыку написал композитор А. Катаев.
Потом появи­лись спектакли «Я - росинка твоя, россиянка»,
«Не торопите жизнь», «России нежная душа» и другие.

- Я читала, что документаль­ный фильм, который был снят к вашему юбилею, его авторы снача­ла предлагали назвать «Железная Валечка»...

- Да? А я об этом даже не знала. Я вообще не имею привычки вме­шиваться в чужой творческий про­цесс. Но такое название не приняли бы зрители,
да и мне оно как-то не по душе. Фильм вышел под названи­ем
«Я не могу иначе».

- Он вам понравился?

- Его, конечно, можно смот­реть, но есть там некоторые факти­ческие неточности. И вообще, мне кажется, что такие фильмы должны в большей степени быть направлены именно на отражение творческого процесса,
а не каких-то событий личной жизни. Я вообще не люблю рассказывать
о личном, о своей семье. И интервью давать не люблю. Не хочу отдавать свое время, свои мысли, свое сердце «на растерза­ние» журналистам.

- Валентина Васильевна, судя по вашим песням и по вашим
выс­казываниям, вера в Бога занимает в вашей жизни очень серьезное место. Скажите, вас так воспи­тали родители или Вы пришли к этому самостоятельно?

- Так воспитала меня моя бабушка. В нашем доме отмечались все религиоз­ные праздники. На Пасху у нас всегда был кулич, день начинался
с поздравле­ний, в доме всегда были крашенные яички, блины. Когда целый день жи­вешь радостью, это запоминается - на всю жизнь. Бабушка ходила в церковь за 7 километров, но, даже простояв службу всю ночь, приходила счастли­вая, с сияющими глазами. Для меня всегда было загадкой,
что мы уставали, а она - нет. Но такова была сила и глу­бина ее веры...
Вера - это всегда свобо­да чувств, свобода волеизъявления, ве­ра никогда
не вменялась в обязанность, а в то время даже запрещалась.

- Как же все это было возможно - в эпоху запретов?

- Мы никогда не прятались ни о кого, жили открыто, так как ни ма­ма,
ни папа, ни я никогда не были членами партии, и отчитываться нам было не перед кем. Но вообще я не думаю, что в интервью стоит много говорить о вере. Для этого есть храм Божий. У каждого - свои взгляды, и никого учить жить я не собираюсь.

- А ведь тогда членство в пар­тии воспринималось как престиж­ное, помогало карьерному росту...

- А я никогда не была карьери­сткой. Никогда никому не кланя­лась
и не просила помощи.

- В одном из интервью вы гово­рили, что вас воспитывали в стро­гости.
А вы своего сына - тоже?

- Да, и я думаю, что строгость никогда не помешает. Особенно это важно
в раннем детстве, лет до шес­ти, когда устанавливаются отноше­ния ребенка с миром. Я считаю, что уже в два года ребенок должен по­нимать смысл слова «нельзя».

- А как строгость уживается с любовью?

- Строгость рождается именно из любви, потому что хочется, чтобы
ре­бенок был лучше. Но ничего нет страшного, если ребенок
на собствен­ном опыте убедится, что плита - го­рячая, лед - скользкий. Учиться на своих ошибках - это нормально...

- Чем сейчас занимается ваш сын, какое образование получил,
и влияли ли вы на его выбор?

- Образование у него юридичес­кое, он сам так решил. Поступил в вуз сразу после школы, а сейчас за­нимается бизнесом.

- Воспитывать сына вам помо­гала мама?

- Да, она и сейчас мне во всем помогает, несмотря на преклонный возраст.

- Внуков пока нет?

- Нет. Современная молодежь ведь не спешит обременять себя уза­ми семьи.

- Многих людей старшего поколения это страшно возму­щает...

- А что толку возмущаться? Мы же не можем это изменить.

- Как вы считаете, куда при­ведет нашу отечественную эст­раду превращение из искусства в шоу-бизнес?

- Думаю, что со временем на эст­раде будут найдены какие-то новые формы. Но это не случится, пока ны­нешняя бездуховность,
бессмыслен­ность не перейдет через край, пока на­род всем этим
не пресытится, пока ему не надоест быть оболваненным, без­нравственным, оголенным... Но пока я такой тенденции не замечаю. Но хо­телось бы верить, что это все-таки слу­чится при нашей жизни. Что касается меня,
то я стараюсь делать мир вокруг себя лучше, чище, естественнее -
с по­мощью своего искусства. Я вижу, с ка­кой радостью люди уходят
с моих кон­цертов, с какой радостью ждут новых.

- Вас не пытаются «затоптать» в жестоком мире шоу-бизнеса?

- Пытаются. Бывает, сознатель­но не приглашают на какие-то пере­дачи,
в которых мне было бы инте­ресно участвовать. Но вообще-то меня не очень-то затопчешь. И зри­теля не обманешь.

- Как вы воспринимаете неиз­бежные в жизни неприятности, неудачи?

- Как урок. Если случилась не­приятность, значит, мне надо в чем-то изменить свое поведение. Либо изме­нить отношение к данному предмету. Жизнь - как синусоида, вверх-вниз, холодное-горячее - к этому надо
при­выкнуть, иначе будет очень трудно справляться с трудностями. Добивать­ся гармоничного состояния души, равновесия - этому тоже надо учить­ся. Расслабляться, отдыхать, мысленно переключаться - это тоже труд, но без этого не обойтись. Жизнь - не розо­вый комочек, купающийся
в солнеч­ных лучах. Ведь и умирать - тоже на­до учиться. И если так,
то волей-неволей начинаешь совсем по- другому относиться к людям,
к окру­жающему миру, к своим поступкам. Начинаешь думать, как улучшить этот мир, как исправить то, что несовер­шенно, а не испортить,
не загрязнить.

- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям - работникам аптек?

- Прежде всего, я всем желаю здоровья, в том числе работникам аптек, чтобы они как можно реже обращались за помощью к лекар­ствам.
А еще хотелось бы, чтобы к посетителю аптеки ее сотрудники относились прежде всего как к че­ловеку, а не как к покупателю.

Беседовала М. Мосина