Журнал "Леди Вита",
номер за ноябрь-декабрь 2007 года
Рубрика "Интервью"
НАРОДНУЮ АРТИСТКУ РОССИИ ВАЛЕНТИНУ ТОЛКУНОВУ НЕТ НУЖДЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ЧИТАТЕЛЯМ: ЕЕ ЗНАЮТ ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ. ПОЖАЛУЙ, НА НАШЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭСТРАДЕ ТРУДНО НАЙТИ ДРУГУЮ ПЕВИЦУ,
В ТЕЧЕНИЕ СТОЛЬКИХ ЛЕТ ОСТАЮЩУЮСЯ СРЕДИ ЗВЕЗД
ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ.
Свой творческий путь молодая Валентина Толкунова, закончившая к тому времени музыкальное училище им. Гнесиных и дирижерско-хоровое
отделение Московского государственного института культуры, начинала солисткой «ВИО-66» под управлением Ю. С. Саульского.
В 1971 году в телефильме «День за днем» она озвучила песни композитора И. Катаева на стихи М. Анчарова, быстро ставшие популярными.
А в 1972 году Валентина Толкунова была приглашена поэтом
Л. И. Ошаниным петь на сцене Колонного Зала на юбилейном концерте, где выступила с песней В. Шаинского «Ах, Наташа». Песня, на которую автор не возлагал особых надежд, имела такой успех, что именно с нее
для молодой певицы и открылась большая дорога на телевидение и радио, началась активная работа с композиторами-песенниками:
Э. Колмановским, М. Таривердиевым, П. Аедоницким, Е. Жарковским,
М. Минковым, В. Успенским, Е. Птичкиным, Л. Лядовой и другими.
За эти годы певицей издано 12 пластинок и компакт-дисков.
Только в музыкальных фильмах и театральных спектаклях ею исполнено более 300 песен. Двадцать три раза Валентина Толкунова становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года».
- Валентина Васильевна, вы спели столько песен о любви - к мужчине,
к детям, к матери, к Родине... О чем еще вам хочется спеть?
- Этим вопросом вы напомнили мне поэта, который говорит сам себе:
«Ну вот, еше одно Стихотворение о любви написал, тему-закрыл».
Это же вечное, неисчерпаемое... Сейчас готовлю новый
музыкально - поэтический спектакль под названием
«Россия, вспомни о себе». В него войдут стихи и песни на стихи известной поэтессы Карины Филипповой. Музыка написана разными композиторами.
- После многих лет успешных сольных выступлений в 1987 году вы стали организатором и руководителем Московского театра драмы и песни. Расскажите, пожалуйста, немного о нем.
- Создание театра - это попытка выйти за рамки собственно песенного жанра. Например, в течение трех лет мы исполняли
музыкально-поэтическую композицию «Ожидание» (музыка В. Успенского, стихи Р. Рождественского). Кстати, скоро я еду в Питер с этим спектаклем. Шел у нас и спектакль «Русские женщины» на слова Н.А. Некрасова,
А.С. Пушкина, Н. Кольцова, музыку написал композитор А. Катаев.
Потом появились спектакли «Я - росинка твоя, россиянка»,
«Не торопите жизнь», «России нежная душа» и другие.
- Я читала, что документальный фильм, который был снят к вашему юбилею, его авторы сначала предлагали назвать «Железная Валечка»...
- Да? А я об этом даже не знала. Я вообще не имею привычки вмешиваться в чужой творческий процесс. Но такое название не приняли бы зрители,
да и мне оно как-то не по душе. Фильм вышел под названием
«Я не могу иначе».
- Он вам понравился?
- Его, конечно, можно смотреть, но есть там некоторые фактические неточности. И вообще, мне кажется, что такие фильмы должны в большей степени быть направлены именно на отражение творческого процесса,
а не каких-то событий личной жизни. Я вообще не люблю рассказывать
о личном, о своей семье. И интервью давать не люблю. Не хочу отдавать свое время, свои мысли, свое сердце «на растерзание» журналистам.
- Валентина Васильевна, судя по вашим песням и по вашим
высказываниям, вера в Бога занимает в вашей жизни очень серьезное место. Скажите, вас так воспитали родители или Вы пришли к этому самостоятельно?
- Так воспитала меня моя бабушка. В нашем доме отмечались все религиозные праздники. На Пасху у нас всегда был кулич, день начинался
с поздравлений, в доме всегда были крашенные яички, блины. Когда целый день живешь радостью, это запоминается - на всю жизнь. Бабушка ходила в церковь за 7 километров, но, даже простояв службу всю ночь, приходила счастливая, с сияющими глазами. Для меня всегда было загадкой,
что мы уставали, а она - нет. Но такова была сила и глубина ее веры...
Вера - это всегда свобода чувств, свобода волеизъявления, вера никогда
не вменялась в обязанность, а в то время даже запрещалась.
- Как же все это было возможно - в эпоху запретов?
- Мы никогда не прятались ни о кого, жили открыто, так как ни мама,
ни папа, ни я никогда не были членами партии, и отчитываться нам было не перед кем. Но вообще я не думаю, что в интервью стоит много говорить о вере. Для этого есть храм Божий. У каждого - свои взгляды, и никого учить жить я не собираюсь.
- А ведь тогда членство в партии воспринималось как престижное, помогало карьерному росту...
- А я никогда не была карьеристкой. Никогда никому не кланялась
и не просила помощи.
- В одном из интервью вы говорили, что вас воспитывали в строгости.
А вы своего сына - тоже?
- Да, и я думаю, что строгость никогда не помешает. Особенно это важно
в раннем детстве, лет до шести, когда устанавливаются отношения ребенка с миром. Я считаю, что уже в два года ребенок должен понимать смысл слова «нельзя».
- А как строгость уживается с любовью?
- Строгость рождается именно из любви, потому что хочется, чтобы
ребенок был лучше. Но ничего нет страшного, если ребенок
на собственном опыте убедится, что плита - горячая, лед - скользкий. Учиться на своих ошибках - это нормально...
- Чем сейчас занимается ваш сын, какое образование получил,
и влияли ли вы на его выбор?
- Образование у него юридическое, он сам так решил. Поступил в вуз сразу после школы, а сейчас занимается бизнесом.
- Воспитывать сына вам помогала мама?
- Да, она и сейчас мне во всем помогает, несмотря на преклонный возраст.
- Внуков пока нет?
- Нет. Современная молодежь ведь не спешит обременять себя узами семьи.
- Многих людей старшего поколения это страшно возмущает...
- А что толку возмущаться? Мы же не можем это изменить.
- Как вы считаете, куда приведет нашу отечественную эстраду превращение из искусства в шоу-бизнес?
- Думаю, что со временем на эстраде будут найдены какие-то новые формы. Но это не случится, пока нынешняя бездуховность,
бессмысленность не перейдет через край, пока народ всем этим
не пресытится, пока ему не надоест быть оболваненным, безнравственным, оголенным... Но пока я такой тенденции не замечаю. Но хотелось бы верить, что это все-таки случится при нашей жизни. Что касается меня,
то я стараюсь делать мир вокруг себя лучше, чище, естественнее -
с помощью своего искусства. Я вижу, с какой радостью люди уходят
с моих концертов, с какой радостью ждут новых.
- Вас не пытаются «затоптать» в жестоком мире шоу-бизнеса?
- Пытаются. Бывает, сознательно не приглашают на какие-то передачи,
в которых мне было бы интересно участвовать. Но вообще-то меня не очень-то затопчешь. И зрителя не обманешь.
- Как вы воспринимаете неизбежные в жизни неприятности, неудачи?
- Как урок. Если случилась неприятность, значит, мне надо в чем-то изменить свое поведение. Либо изменить отношение к данному предмету. Жизнь - как синусоида, вверх-вниз, холодное-горячее - к этому надо
привыкнуть, иначе будет очень трудно справляться с трудностями. Добиваться гармоничного состояния души, равновесия - этому тоже надо учиться. Расслабляться, отдыхать, мысленно переключаться - это тоже труд, но без этого не обойтись. Жизнь - не розовый комочек, купающийся
в солнечных лучах. Ведь и умирать - тоже надо учиться. И если так,
то волей-неволей начинаешь совсем по- другому относиться к людям,
к окружающему миру, к своим поступкам. Начинаешь думать, как улучшить этот мир, как исправить то, что несовершенно, а не испортить,
не загрязнить.
- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям - работникам аптек?
- Прежде всего, я всем желаю здоровья, в том числе работникам аптек, чтобы они как можно реже обращались за помощью к лекарствам.
А еще хотелось бы, чтобы к посетителю аптеки ее сотрудники относились прежде всего как к человеку, а не как к покупателю.