Найти в Дзене
О Москве нескучно

История шикарного павильона ВДНХ, который превратили в невзрачную коробку

Оглавление

Что это за павильон и где он находился? Правда ли, что изначально он планировался сразу для трёх советских республик? Как архитекторы превратили это место в кусочек жарких субтропиков? Что интересного было в оформлении здания? Чем это место привлекало многочисленных посетителей? А также - почему павильон перестал существовать? Что на его месте построили ближе к распаду СССР? И как всё это выглядит сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

Здесь места хватит лишь одной

Сейчас павильон №12 на ВДНХ - это огромный тёмный куб под названием "Выставочный центр профсоюзов". Он совсем не сочетается с вычурными постройками по соседству. Всё потому, что современный вид конструкция приобрела в 1987-м. Изначально здесь находился павильон Грузинской ССР. Его построили к открытию выставки в августе 1939 года. Правда это было уже конечным воплощением замысла. Более ранние концепции предусматривали возведение единого помещения сразу для всех трёх Закавказских республик Советского Союза (Армении, Грузии и Азербайджана).

Павильон №12 "Выставочный центр профсоюзов" на ВДНХ в наше время. Фото отсюда: https://vdnh.ru
Павильон №12 "Выставочный центр профсоюзов" на ВДНХ в наше время. Фото отсюда: https://vdnh.ru

Павильон должен был иметь форму буквы "П". Архитекторы И.Н. Чхенкели и М.К. Шавишвили предлагали разместить внутри два боковых зала и центральный. В последнем находилась бы основание огромной башни высотой в 25 метров. Такая особенность затрудняла проведение там выставок. Для экспонатов почти не оставалось свободного места. Тем не менее, этот вариант практически успели построить. Но результат проверяющую комиссию не удовлетворил (как и почти всё остальное на выставке). Поэтому павильон решили сделать совсем другим, используя уже возведённые конструкции.

Изначальный проект одного павильона сразу для трёх союзных республик, 1939. Из книги А. Рогачёва "Москва. Великие стройки социализма".
Изначальный проект одного павильона сразу для трёх союзных республик, 1939. Из книги А. Рогачёва "Москва. Великие стройки социализма".

Этим занимались уже другие архитекторы: Г.И. Лежава и А.Г. Курдиани. По их инициативе разобрали башню. Также отказались и от соединения всех трёх советских республик под одной крышей. Павильон должен был предназначаться только для Грузинской ССР. Поскольку конструкции по изначальным эскизам уже построили, центральный зал находился немного в глубине, по сравнению с боковыми. Получалось что-то вроде полузакрытого двора ("курдонёра"). Его с трёх сторон отделили колоннадой с арками. Она была выше, чем остальные части павильона.

Частичка Грузии в Москве

В итоге дворик стал закрытым, однако выполнял парадную функцию. Его стены покрыли рельефным геометрическим орнаментом: ромбами с пирамидными многогранниками в центре. Их выполнили из цветного стекла с искусственной подсветкой внутри. На полу лежал мрамор. Из такого же материала сделали скамейки. Далее располагался массивный проход в центральный зал. Из него посетители могли попасть в большую оранжерею с разными фруктовыми деревьями (персиками, апельсинами, хурмой, лимонами) и другими субтропическими растениями.

Вокруг павильона высадили пальмы, чтобы посетители выставки ощущали себя, как в жаркой летней Грузии. Для придания единства всей постройке, наружные стены боковых залов дополнили аркадами с крупными колоннами и лепными украшениями, а также оригинальным декором потолка. Люди могли там просто ходить или же отдыхать на больших скамейках. Стены покрасили в бледно-жёлтый оттенок, близкий к песочному. Колонны и аркады выделили белым цветом. Большинство специалистов того времени давали положительную оценку этой работе. Писали, что павильон смотрится масштабным, но в то же время лёгким.

К открытию обновлённой ВДНХ в 1954 году павильон Грузинской ССР почти не меняли. Просто восстановили его изначальный блеск. Хотя и добавили несколько интересных деталей. Например, в парадном дворике появились бьющие из мраморного пола небольшие фонтаны. Также в центральном зале установили панно "Пламенная Колхида" и композицию с изображением выступления Сталина во время рабочего митинга 1905 года в Тбилиси. Центральный зал не являлся выставочным. Там, скорее, демонстрировались идеологические успехи Грузии.

Левый зал (если бы вы стояли лицом к оранжерее) демонстрировал достижения республики по урожаям субтропических культур. Его украсили двумя панно. Одно изображало массовый сбор чайных листьев. Другое - цитрусовых. Правый зал предполагал знакомство людей со всеми остальными сельскохозяйственными отраслями Грузии. В первую очередь, виноградорством. На эту тему там тоже было панно.

Огонь, тропический лес и невзрачный кубик

Перед входом во двор павильона ещё в 1939-м установили скульптуру на постаменте, который декорировали рельефными украшениями. Над ним возвышались статуи колхозницы, пионера и колхозника. Последний вскидывал наверх руку, словно приглашая посетителей войти внутрь павильона. Создавал композицию скульптор Константин Топуридзе. В таком виде постройка существовала до 1965 года. Тогда в здании случился пожар, который уничтожил почти все конструкции. Перекрытия были деревянными везде, кроме оранжереи. Лишь она и сохранилась.

Поэтому в 1966-м всё переделали в "Оранжерею субтропических культур". Она работала на протяжении 20 лет. Однако потом на её месте решили построить здание нового павильона - "Советские профсоюзы". Проект разрабатывал довольно известный архитектор В.С. Кубасов. Он до этого участвовал в создании Дворца Пионеров на Воробьёвых горах, здания МХАТа им. Горького на Тверском бульваре и др. Своему новому творению Кубасов придал форму куба. Снаружи стены отделали мрамором тёмных и более светлых оттенков.

Внутри проводили экспозиции по улучшению условий труда и санаторно-курортной системе СССР. После распада Советского Союза площади начали постепенно отходить к торговым точкам. Много чего здесь можно было купить. Сейчас это совмещено с выставками и выглядит более цивилизованно. Однако по-прежнему здесь существует не только торговля, но и заведение общепита. О бывшем грузинском павильоне ничего не напоминает.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!