У инспекторов есть официальные правила общения с водителями, правила эти предписаны законом. Причем это не какие-то рекомендации или советы, а регламентированный порядок выполнения своих обязанностей.
Очень полезно знать об этих правилах и нам, водителям. Но знаете ли вы о том, что может, а что не может говорить вам инспектор ДПС? Как должен обращаться к вам, что ему запрещено говорить в ваш адрес?
В этой статье я рассказывала о том, какие могут быть у инспектора основания останавливать машину. Интересно, что в официально регламенте для ГИБДД есть отдельные причины для остановки ТС и для проверки документов водителя. Подробности в статье, если вы еще не читали, но вам интересно –добро пожаловать, переходите по ссылке ↑
В этом тексте содержатся еще более интересные моменты, касающиеся уже непосредственного общения инспектора ДПС и водителя.
Информации на этот счет очень много, поэтому циклу статей – быть!
И сначала о том, что содержится в документах, которые мало кто из водителей читал или даже задумывался, что они есть. Речь о внутренних правилах и законах для сотрудников полиции, ГИБДД и ДПС.
Обязанности ДПС при общении с водителями
Инспектору при исполнении прямо предписан порядок общения с гражданами, что прописано в Административном регламенте, утвержденным Приказом №664 МВД.
Взаимоотношения с участниками дорожного движения должны основываться на:
- соблюдении законности
- четком исполнении своих обязанностей
- внимательном и уважительном отношении к участникам дорожного движения.
1. Общаясь с водителем, инспектор обязан быть вежливым, тактичным, обращаться на "Вы", проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания.
2. При разговоре с водителем инспектор должен воздерживаться от:
- Любых высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности и т.д.
- грубости, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, оскорблений и пр.
- действий, провоцирующих противоправное поведение.
3. При обращении к водителю инспектор обязан:
- назвать свою должность, звание и фамилию
- предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение
- сообщить причину и цель остановки
4. Разъяснения водителю сути совершённого им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования ПДД и других нормативных правовых актов.
5. С документами водителя необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок. Если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами, какими-либо предметами, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег, ценных бумаг и предметов.
Это основное. И, как мне кажется, наличие вот таких официальных правил – очень хорошая новость для водителей. Но есть и плохая. О ней чуть позже.
Ну а пока давайте подумаем вот над чем. У ДПС есть свои обязанности и правила при общении с водителями. А что на счет водителей? Есть для нас какие-то регламентированные обязанности по отношению к представителям власти на дорогах?
Нет. Вообще нет.
Только общепринятые нормы общения и поведения, которыми мы пользуемся при взаимодействии с незнакомыми людьми: вежливость, тактичность и так далее.
В целом же, по закону, единственная обязанность водителя перед инспектором заключается в том, чтобы предъявить ему для проверки необходимые документы (на машину, на себя – как водителя, на груз при необходимости и т. д) – обязанности эти указаны в ПДД.
Больше никаких правил для водителей нигде не наблюдается.
Однако! Есть общие запреты и правила, за нарушение которых может последовать не только административная, но и уголовная ответственность.
➤ Правила эти относятся к общению с любыми уполномоченными лицами, а значит прописаны уже не в ПДД, а в кодексе административных нарушений (КоАП) и в уголовном кодексе (УК РФ).
Если водитель будет сильно нервничать, выходить из себя и перейдет на личности при общении с инспектором – последствия могут быть очень плачевными. Ведь оскорбление сотрудника ГИБДД — это оскорбление всей системы государственной власти. За это предусмотрена уголовная ответственность! Не хотите обзавестись судимостью – придется контролировать свои эмоции, общаясь с гаишником.
И об этом я напишу подробно в следующей статье, чтобы здесь не получилось много текста ;)
❌ А теперь плохая новость. Смотрите, как интересно получается: у инспекторов есть официальная «памятка» по уважительному общению с водителями. Это очень хорошо, но какое наказание грозит гаишнику, который будет «тыкать» водителю, разговаривать грубо и пренебрежительно, высказывать недовольство или явно насмехаться?
Секрет! Да-да, мы с вами не можем точно знать, какое дисциплинарное взыскание последует такому сотруднику и последует ли вообще.
Информация о внутренних санкциях в ГИБДД строго засекречена. Обычным гражданам информация не разглашается, так что по факту инспектор может отделаться малой кровью и даже не получит штраф. Даже если подать официальную жалобу на инспектора его начальству или в прокуратуру, оттуда придёт «бумажка» о том, что будет проверка и сотрудник понесёт наказание. Какое? Да кто его знает.
❗️Поэтому как только вы заметили грубый тон инспектора, усмешки и прочее – включайте камеру! Лучше так, чтобы ее было не видно (чтобы на камеру инспектор вдруг не стал добрым и пушистым).
С такими доказательствами у вас будет шанс добиться хотя бы наказания по части 1 статьи 5.61 КоАП. Согласно тексту статьи, должностные лица за оскорбления несут административную ответственность и обязаны заплатить от 10 до 30 тысяч рублей штрафа.
Вот так вот. ДПС обязаны быть вежливыми и непредвзятыми по отношению к водителям. Но кто это проверяет? Как наказывают хамов в рядах дорожно-патрульной службы? Неизвестно.
А вам часто грубят инспекторы или в основном общаются вежливо? А может вы однажды подавали официальную жалобу на сотрудника дорожной полиции?