Найти в Дзене

Валентина Толкунова: "Я не могу иначе"

Торговая газета,
номер от 14 февраля 2003 года Рубрика "Люди искусства" Валентина ТОЛКУНОВА стала символом эпохи, “когда на эстраду
не пускали кого по­пало”. Она сдержанна, но часто улыбается. Непосредственна, но контролирует каждое свое движение и слово. Впервые я услышал ее в далеком 1966 году. Она солировала
в вокально-инструментальном оркестре (ВИО-66), которым руководил Юрий Сеульский. На одно из первых мест на эстраде
ее вывела песня Владимира Мигули “Поговори со мною, мама”, охватившая зрительские сердца своей прон­зительностью. Природная женственность, улыбчивость и внешнее обаяние, приятный голос сделали Толкунову поистине народной исполнительницей. Родство через песню - вот что сближает слушателей с Валентиной Толкуновой. Песни “Я не могу иначе”,
“Где ты раньше был”, “Стою на полустаночке”, “Старые слова”, “Носики-курносики”, “Де­ревянные лошадки”, “Если б не было вой­ны”, “Серебряные свадьбы” и другие стали визитными карточками. - Валентина Васильевна, вы можете назват
Оглавление

Торговая газета,
номер от 14 февраля 2003 года

Рубрика "Люди искусства"

Валентина ТОЛКУНОВА стала символом эпохи, “когда на эстраду
не пускали кого по­пало”. Она сдержанна, но часто улыбается. Непосредственна, но контролирует каждое свое движение и слово. Впервые я услышал ее в далеком 1966 году. Она солировала
в вокально-инструментальном оркестре (ВИО-66), которым руководил Юрий Сеульский. На одно из первых мест на эстраде
ее вывела песня Владимира Мигули “Поговори со мною, мама”, охватившая зрительские сердца своей прон­зительностью. Природная женственность, улыбчивость и внешнее обаяние, приятный голос сделали Толкунову поистине народной исполнительницей. Родство через песню - вот что сближает слушателей с Валентиной Толкуновой. Песни “Я не могу иначе”,
“Где ты раньше был”, “Стою на полустаночке”, “Старые слова”, “Носики-курносики”, “Де­ревянные лошадки”, “Если б не было вой­ны”, “Серебряные свадьбы” и другие стали визитными карточками.

- Валентина Васильевна, вы можете назвать свои самый крупный сценический триумф?

- Я не знаю, чтo такое триумф. Я пою и занимаюсь музыкой с 11 лет.
По-моему, вообще само понятие сцены и соприкосновение с сердцами человечески­ми - это и есть, в некотором роде, триумф.

- Вы пять лет пели в “ВИО-66” Юрия Саульского. Он потом стал вашим мужем?

- Да. Мы прожили вместе очень плодотворные годы - и в человеческом,
и в творческом плане. Мы с ним до сих пор остались друзьями.

- Одной из самых популярных песен в вашем исполнении стала “Поговори со мною, мама”. Кто был ее первым слушателем?

- Конечно, моя мама - Евгения Николаевна. По­мню, она очень внимательно ее слушала, а в конце заплакала... Потом над этой песней плакали очень многие матери И сейчас, когда я пою эту песню, у многих зрителей в зале на глазах появляются слезы.

- Вы исполняете песни так, будто сами пере­жили то, о чем рассказываете зрителям. Вам ве­ришь. .. А как появилась песня “Носики-курносики"? Не связано ли это с рождением вашего сына?

- Она связана именно с этим событием. Песню мне подарил композитор
из Сибири Борис Емельянов, стихи написала поэтесса из Львова Ангелина Булы­чева. Я впервые спела ее вместе с ансамблем Георгия Гараняна “Мелодия” 8 марта в телевизионном “Голубом огоньке”. Перед ее исполнением я сказа­ла, что посвящаю эту песню своему недавно
родив­шемуся сыну Николаю.

- Успели ли вы дать сыну любви столько, сколько хотели?

- Мне трудно ответить на этот вопрос. Может быть, и ее успела.
Любовь-то я ему дала, конечно, но по времени я не дала ему всего,
что хотелось бы.

- Вы закончили Гнесинское музыкальное учи­лище и дирижерско-хоровое отделение Москов­ской академии культуры. Почему же Николай не пошел по вашим стопам?

- Потому что еще в детстве стало понятно, что это не эго стезя, поскольку музыкантом надо родиться. Хотя у Николая прекрасный слух и хороший голос, ему эта профессия никогда не нравилась.

- Что повлияло на вашу творческую судьбу?

- В первую очередь, огромное влияние оказали мои родные. У мамы, например, очень хороший слух, она играет на гитаре, замечательно поет романсы, песни.

- Ваш голос звучит во многих фильмах. Назва­ния некоторых уже давно забылись, а вот песни до сих пор живут.

- Согласна с вами. Bpяд ли кто сейчас вспомнит картину “Это сильнее меня", но песню "Какие старые слова”, которая в ней прозвучала, я пою до сих пор. Песню “Деревянные лошадки" я спела в фильме “Ре­бята с нашего двора”, “Тополиный пух - в картине “Невеста с севера”. Я очень люблю петь для детей, поэтому с таким удовольствием озвучивала мульт­фильмы. Помните “Кабы не было зимы в городах и селах” из любимой всеми “мультяшки” “Зима в Про­стоквашино”? Эта песня сразу стала очень популяр­ной.

- Вас популярность не тяготит?

- Нет, не тяготит. Я ее просто не замечаю, потому что живу своей полной жизнью. Творить, петь на сце­не надо не ради известности, популярности. Для меня это - потребность души.

- У вас уже вышло много альбомов.

- Только на фирме “Мелодия” у меня вышли де­сять или двенадцать альбомов и пластинок.

- Вы - москвичка, всю жизнь живете в столи­це.

- И очень люблю родной город. Люблю его шум, гам, суету. Правда, люди
в Москве сейчас совершен­но другие. Каждый занят своими проблемами, чув­ствуется ожесточенность, какая-то отстраненность. Больше половины жизни я прожила в центре Моск­вы, недалеко от Патриарших прудов.
На моих глазах менялся облик города, и наряду с новым уходило что-то хорошее, что всегда отличало москвичей, и это очень жаль. Нынешнее время ожесточило людей. Словно для них нет никакого прошлого, и они начали какой-то непостижимый новый отсчет времени.

- Валентина Васильевна!, в свое время о вас ходило много легенд. Чьей женой вы только не были: и Льва Лещенко, и Эдуарда Колмановского... Как вы относились к подобным слухам?

- А как можно относиться к слухам? Естественно, смеялась над ними.
Меня они никогда не шокировали. Мне претит пошлость, вульгарность.
Я всегда была примерной женой, и никогда не была ничьей любовницей.

- Сейчас ваша личная жизнь в порядке?

- В полном порядке. Я замужем за прекрасным человеком.
Юрий Николаевич Папоров - журналист-международник, писатель,
долгое время работал за границей.

- Насколько устроен ваш быт?

- Видите ли, я человек не коммерческий, живу на те деньги, которые зарабатываю сама. Богатство не нажила, но и, грех жаловаться,
не нуждаюсь. Хотя сама работа требует немалых средств.

- Спонсоры вам не помогают?

- Есть, к счастью, люди, по-настоящему заинте­ресованные в искусстве, которые помогают артис­там.

- К вашим ногам что-нибудь бросали?

- Люди часто выходили на сцену и дарили разные красивые вещи: картины, даже кольца, еще дарили велосипеды, телевизоры, игрушки, часы, даже арбу­зы, варенье и различные соленья. Одна бабушка пос­ле концерта преподнесла... кулечек с орехами, толь­ко что собранными в лесу. Она протянула мне его и сказала: “Дочка, я всю жизнь мечтала тебя
послу­шать, специально для тебя набрала в лесу орешков.
Благословляю тебя, теперь и помирать не грех”.

- Часто выступаете за рубежом?

- Очень часто.

- Вам пишут поклонники?

- Я получаю очень много писем, их присылают из всех уголков России. Письма разные.

- Что вас связывает с благотворительной организацией “Благовест”?

- Я была у истоков создания этой организации, входила в учредительный совет. Мы часто выступа­ем с благотворительными концертами в колониях, детских домах, перед ветеранами Великой Отече­ственной войны, перед больными детьми. В “Благо­вест” всегда прихожу с радостным настроением.

- Вам доводилось переживать предательство или измену близкого человека?

- Конечно... Это очень тяжело, больно. И это не отразилось на моем характере, но отношение к жиз­ни стало другим. Я прощаю тем людям, которые меня предали, потому что предательство - это слабость духа.

- У вас есть любимая эстрадная певица?

- Мне особенно близка Клавдия Шульженко, ко­торую я люблю с детства.

- Зная ваши песни, не могу не спросить вас: каким вы видите будущее для себя и своей стра­ны?

- Я жду только хорошего, а нашему народу хоте­лось бы пожелать воспринимать только лучшее и доброе. Мне бы очень хотелось увидеть такое вре­мя, когда люди научатся, наконец, отделять добро от зла,
глупость от мудрости.

Леонид ГУРЕВИЧ