Найти тему
Вдох. Выдох

Как проект о Колыме предлагает пересмотреть отношение к краю, названному «родиной нашего страха»

Сергей Старостин / Магаданская правда
Сергей Старостин / Магаданская правда

«Колыма» — это одноименный подкаст, лонгриды и серия постов, которые выходят на сайте и в социальных сетях медиа «В ЛЕСАХ». Проект посвящен истории колымского края, памяти о ГУЛАГе, современной культуре Магаданской области и тем, кто осмысляет исторический опыт этого региона.

Один из вопросов, на который отвечает проект: почему магаданцы должны нести ответ за грехи репрессивной машины с центром на Лубянке?

Магаданский областной краеведческий музей
Магаданский областной краеведческий музей

В первом выпуске подкаста ведущие Иван Макридин, который никогда не был на Колыме, и Дмитрий Андреев, который всю жизнь живет в Магаданской области, обсуждают, что такое Колыма и как о ней говорят.

Так, Дмитрий Андреев рассказывает, что относится к нашумевшему фильму Юрия Дудя «Колыма — родина нашего страха», как к художественному произведению, а не документальному.

«На мой взгляд проблема риторики всех этих фильмов — то, что стоит в названии: „Колыма — родина нашего страха“. Я уверен, многие согласятся со мной, что все-таки не Колыма — родина страха, а Москва. И именно там принимались решения, и именно там находились все основные органы управления ГУЛАГом», — говорит Андреев.
Мемориальный комплекс «Маска Скорби», 1996 год. Эрнст Неизвестный, Камиль Козаев 
Фотография: Сахаровский центр
Мемориальный комплекс «Маска Скорби», 1996 год. Эрнст Неизвестный, Камиль Козаев Фотография: Сахаровский центр

Андреев считает, что Колыма это не родина страха, а место, где сильные люди совершали героические поступки: «Сохранить в себе человечность, остаться человеком, даже оказавшись в лагере, я думаю, это то, на что надо обращать внимание и показывать такие истории. Не забывая о том, где они происходили и не забывая о том, какой ценой всё это достигалось».

Иван Макридин рассказал «Бумаге», что для него главным открытием в работе над подкастом стало то, что понимая сложную историю родного региона, можно не носить все время маску скорби, а любить свой край и учитывать всё то хорошее, что там происходило и происходит.

«Зная про свой край значительно больше, можно, с одной стороны, осознавать все проблемы, а с другой — любить его и быть патриотом в хорошем смысле этого слова».