Найти тему
Катехон

Перспективы развития и проблемы Арктики сегодня

Российская Арктика в контексте кризиса отношений РФ с арктическими странами.

Первые российские исследования Арктического региона начались еще в прошлом веке, более ста лет назад. Тогда Министерство иностранных дел Российской империи направило ноту правительствам союзных стран о принадлежности России земель и островов к северу от азиатского побережья империи. Экспедиции тогда велись на ледоколах «Вайгач» и «Таймыр». В результате в состав империи вошли острова Беннета, Геральд, Жанетты, Генриетты и Уединения [2, С. 64-66].

Все земли и острова, открытые с 1916 г., перешли позже под управление РСФСР в 1924 г., а спустя два года в постановлении Президиума ЦИК СССР было определено, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 320 градусов 4 мин. 35 сек. восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 168 градусов 49 мин. 30 сек. западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе» [15 апреля 1926 года — Был определён правовой статус арктических владений Советского Союза. // GoArctic. 15.04.2020]. Положения данного постановления практически не менялись вплоть до 1985 г., когда экспедиция ледокола «Капитан Драницын» во главе с Р.Р. Гайдовским обнаружила новый пролив, разделяющий о. Нортбрук. Пролив в результате был назван по фамилии первооткрывателя-главы экспедиции, а острова стали известны, как Западный и Восточный Нортбрук [2, С. 67].

В XXI в. важным этапом в определении арктических территорий России стало подписание указа «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 02.05.2014 г., по которому Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Архангельская и Мурманская области, Якутия и Республика Коми, Красноярский край, Беломорский, Лоухский и Кемский районы Карелии вместе с «землями и островами, расположенными в Северном Ледовитом океане и некоторыми улусами Якутии, которые были объявлены территорией СССР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.» входили в состав российской части Арктики [Указ президента Российской Федерации «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»].

Береговую же инфраструктуру российской Арктики формируют около 20 портов, среди которых порты Хатанга, Нарьян-Мар, Сабетта, Дудинка, Диксон, Варандей, Мурманск, Архангельск, Онега, Мезень, Кандалакша и др. В 2017 г. данные порты Западной Арктики переработали свыше 70 млн тонн грузов, в т.ч. нефтяных и газовых природных ресурсов. В Восточной Арктике морские порты Провидения, Беринговский, Эгвекинот, Тикси, Певек и Анадырь, построенные еще в середине XX в., несут военно-стратегическую роль и перерабатывают не столь значительные объемы грузов — чуть более 1% от грузов других портов Российской Арктики [1, С. 95].

Основными же можно назвать порты Находка, Владивосток и Ванино, которые обрабатывают блок-контейнеры для хранения горюче-смазочных материалов, различного рода технику и строительные материалы, топливо, уголь (который, помимо прочего, транспортируется в КНР из портов Беринговский и Певек), а также ресурсы для населенных пунктов вдоль рек Колыма, Индигирка, Яна, Оленек и Хатанга [Там же, С. 95].

Несмотря на внушительные объемы проходящего через порты груза, они долгое время оставались в не самом совершенном техническом состоянии. «Большинство арктических морских портов являются сегодня самым слабым звеном СМП. Из-за отсутствия средств в портах не проводилась модернизация технического оборудования, не осуществлялись дноуглубительные работы на подходах к ним и на устьевых участках рек», — комментировал представитель Морской коллегии при Правительстве РФ В.А. Попов в 2021 г. [Арктические порты начинают новую жизнь. // GoArctic. 16.02.2021] Из-за указанных проблем грузооборот и пропускная способность портов постоянно падает. Например, переработка грузов порта Тикси с 1986 г. упала с 860 тыс. тонн грузов до 33 тыс. тонн в 2019 г., а его пропускная способность используется максимум лишь на 50% [Там же].

Сегодня актуальность исследований региона не снизилась, ведь в Арктике добывается свыше 80% природного газа и высокий процент нефтяных запасов, к тому же Северный морской путь является важным транспортно-торговым коридором, который необходимо постоянно содержать.

С этой целью в Арктике по сей день, несмотря на санкции, различные кризисы и не самое идеальное техническое состояние портов, продолжается строительство новых терминалов, в основном у месторождений газа, нефти и угля, а государственная поддержка подобных проектов уже составляет свыше 110 млрд руб. За развитие портов сегодня отвечает Госкорпорация «Росатом» и Минтранс России, которому подконтрольна администрация Севморпути [Новые терминалы в арктической зоне России. // Морские вести России. 06.04.2022].

Так, в районе порта Мурманск планируется реализация пяти инвестиционных проектов на сумму свыше 100 млрд руб., в которые входит строительство терминалов для перегрузки угля и сжиженного природного газа. Также здесь планируется открытие терминала «Тулома» в 2023 г. для выполнения задач компании «ФосАгро», занимающейся производством минеральных удобрений. Рыбопромышленный холдинг «Норебо» планирует открытие терминала «Ударник» для обработки охлажденных и замороженных грузов. «Росатом» же планирует строительство отдельного терминала для контейнерных грузов к 2024 г., ориентируясь на то, что в будущем по СМП будет доставляться до 800 тыс. контейнеров в год. В бухте Ура рядом с Мурманском на 2023 г. намечено строительство крупнейшего комплекса по перегрузке сжиженного природного газа компанией «Новатэк», мощность которого составит более 40 млн тонн и на который будет затрачено 70 млрд руб. В Архангельске в два этапа вплоть до 2028 г. будет осуществляться проект по строительству двух терминалов для обработки минеральных удобрений, нефтеналивных грузов, газового конденсата и т.д. Стоимость строительства оценивается почти в 150 млрд руб. В порту Диксон уже строится терминал «Чайка» мощностью в 10 млн тонн и стоимостью более 18 млрд руб. под эгидой инфраструктурной корпорации «АЕОН», а «Роснефть» запланировала на 2024 г. открытие здесь же терминала «Бухта Север» [Там же].

Сегодня на фоне кризисного положения России в составе Арктического совета международное содействие в регионе ослабляется. Тем не менее, как стало известно в конце 2022 г. из заключений председателя Комитета старших должностных лиц Арктического совета Н.В. Корчунова, страны БРИКС и ШОС заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с Россией в арктическом регионе [БРИКС и ШОС заинтересованы в сотрудничестве с Россией в Арктике, заявил МИД. // РИА Новости. 08.12.2022]. Кроме того, по-прежнему планируется проведение VIII-й Международной конференции «Арктика: устойчивое развитие» («Арктика-2023») 2-3 марта 2023 г. в Москве при участии 600 участников [VIII Международная конференция Арктика: Устойчивое развитие. // Арктика-2023].

Помимо этого, «Роснефть» совместно с негосударственным институтом развития «Иннопрактика» планирует начать летом 2023 г. в Белом море исследования влияния климатических и локальных антропогенных факторов на экосистемы арктических морей. Также будет вестись разработка биопрепаратов для очистки северных морей от углеводородных загрязнений. Цель проекта — составить максимально достоверную геологическую модель Российской Арктики [«Роснефть» продолжит исследование Арктики и в 2023 году. // Независимая газета. 07.02.2023]. Помимо того, что тщательное исследование региона и совместные проекты ученых и бизнеса позволят обеспечить круглогодичную навигацию по СМП, будут еще и затронуты проблемы потепления в Арктике, т.к. в последние десятилетия температура здесь повышается быстрее, чем где-либо в мире, а именно: арктический воздух потеплел на 4°С с 1960 г. Немецкие сотрудники Потсдамского университета и Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера выразили опасения касательно данного факта и отметили, что с потеплением на тундру начинает надвигаться растительность хвойных деревьев и «если выбросы парниковых газов упадут до нуля к 2100 г. и средняя температура по всей земле поднимется не более чем на 2°С, то и в этом случае от тундры к 2500 г. останется около трети от прежней территории — на Чукотке и на Таймыре. Если к 2100 г. парниковые выбросы упадут только наполовину, то леса оставят от тундры только 5,7%» [Отступающая тундра. // Наука и жизнь. 07.06.2022]. Все это скажется как на флоре и фауне региона, так и на местных жителях.

Однако, как уже было отмечено, дальнейшее сотрудничество в регионе находится под вопросом, что является безусловно негативным фактом, поскольку Арктика была, возможно, единственным регионом, где Россия и западные страны поддерживали близкие контакты и имели возможность получать большую выгоду от совместного освоения региона. Тем не менее, Россия по-прежнему строит планы по строительству различных объектов в регионе и проведению широкомасштабных исследований, как, впрочем, и другие арктические страны. Например, в январе 2023 г. шведская горнодобывающая компания сообщила, что обнаружила крупное месторождение редкоземельных минералов на территории своей части Арктики. Месторождение было обнаружено государственной горнодобывающей компанией, которая уже контролирует два крупных железных рудника за полярным кругом. Данному открытию был присвоен важный геополитический статус, т.к. это поможет снизить зависимость от поставок редкоземельных элементов из Китая (около 60% редкоземельных элементов импортируется именно из КНР) [Sweden discovers major rare earth deposits in Arctic region. // World Socialist Web Site. 01.29.2023].

Также в Финляндии в нынешнем году на фоне меняющихся геополитических принципов и акцентов как в рамках отдельно арктического региона, так и во всем мире в целом решили выработать новую арктическую политику, опираясь на которую можно было бы ориентироваться в новых реалиях. В рамках этой работы финское правительство пригласило нескольких представителей разных стран для участия в конференции «Arctic Frontiers» (Тромсё, Норвегия) — самой активной конференции, посвящённой освоению Арктики и предоставляющей возможность для дискуссий на международной арене, — дабы обсудить изменения в Арктике и то, как они могут повлиять на деятельность арктических стран и Финляндии в частности. При этом ключевые моменты финской арктической политики, как сообщалось, в будущем будут сохранены. «Изменение климата и биологическое разнообразие, устойчивое развитие и права коренных народов станут приоритетными направлениями арктической политики Финляндии в будущем», — заявили финские представители [Finland Explores New Direction for Its Arctic Policy. // High North News. 01.27.2023].

Таким образом, цели и приоритеты стран в условиях возникших политических потрясений стали меняться, как и многие политические механизмы во всем мире. Арктика не стала исключением. На данном этапе пока что рано говорить о том, к каким коренным изменениям в регионе могут привести возникшие кризисы, но можно утверждать, что на данном этапе арктические страны, включая Россию, по-прежнему продолжают проводить исследования, совершать новые открытия и готовиться к грядущим существенным переменам в условиях уже гораздо меньшей сплоченности и содружества, чем это было прежде.

Список источников

  1. Заостровских Е.А. Морские порты Восточной Арктики и опорные зоны северного морского пути. // Регионалистика. 2018. №6. — 106 с.
  2. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика прирастает островами. // АиС. 2015. №18. — 80 с.