Любой ребёнок, росший в СССР, равно как и в 90-е, хоть раз, да слышал о пионерском лагере «Артек». Он был почти несбыточной мечтой многих поколений детей не только в нашей стране, но и за рубежом.
История «Артека» началась в далёком 1925 году, когда озабоченный здоровьем детей в разорённом гражданской войной СССР Зиновий Соловьёв искал на побережье Чёрного моря место, куда детей можно было бы отправлять поправлять здоровье. Он побывал в Коктебеле, под Феодосией, в Судаке, но ни на чем не мог остановить свой выбор, пока не посетил урочище Артек у горы «Аю-Дага» (Медведь-гора).
Самая первая смена открылась 16 июня 1926 года. Тогда лагерь был палаточным. Не было ни корпусов, ни электричества, ни отопления. Но с погодой повезло, а палатки освещались масляными лампами и морскими фонарями. Питание детей было пятиразовым, организованным по всем правилам лечебной диетологии.
Лагерь набирал популярность стремительно и очень скоро стал «элитным». Попасть туда можно было только за особые заслуги: помощи в работе милиции, ударную работу в колхозе, победу в соревнованиях и так далее. Пионеры «Артека» были самым настоящим цветом нации.
В годы Великой Отечественной войны немцы почти полностью сравняли лагерь с землёй, но сезон там открылся ни смотря ни на что уже в 1944 году (сразу после освобождения Крыма).
Отличительной чертой лагеря были международные смены. В Советский Крым приезжали дети из стран Африки, Латинской Америки, Европы (восточной и западной) и Азии.
2009 год вполне мог стать последним годом существования лагеря из-за проблем с финансированием.
В 2014 году после возвращения Крыма России в «Артеке» началась масштабная реконструкция всех без исключения корпусов.
«Артек» был, есть и будет выражением детской мечты. И задача тех, кто здесь работает, создать для этого все необходимые условия. Главная цель – добиться, чтобы дети из разных стран стремились в него попасть. Приоритет международности остается, причем не только в силу традиции. Мир будущего – это мир без границ, точнее, поверх границ. «Артек» сознательно над этим работает. Дети должны жить в мультикультурной, многонациональной, многоконфессиональной среде. В мире, отдельные части которого будут тесно соединены экономически и информационно.