Найти в Дзене
Лина Ладова

Помоги ближнему

Яндекс Катртинки
Яндекс Катртинки

Анастасия Петровна, или, как все ее звали в деревне, баба Настя, жила в маленьком домике на окраине села. Домику уже давно требовался ремонт. Обычный забор из штакетника покосился, ступени крылечка почти прогнили, того и гляди, провалятся. Да и крыша в нескольких местах течет.
А что делать? Сама уже старенькая, из родных никого не осталось. И детей родить не сподобилось. Ведь замужем баба Настя не была ни разу. Был у нее любимый. Проводила своего Степана в армию, честно его ждала. Да только Степа со службы не вернулся. И не потому, что с ним что-то трагическое случилось. Нет. Просто встретил другую, полюбил и остался в городе, где служил. Там и женился, и детей воспитывает. Ну теперь, наверное, уже и правнуков.
А вот Анастасия с тех пор перестала доверять мужчинам. Больше так никого к себе не подпустила и не смогла полюбить.
Всю свою долгую, восемьдесят с лишним лет, жизнь, баба Настя проработала в своей деревне, на ферме, простой дояркой. От тяжелой работы остались только болезни и почет. А в материальном плане - мизерная пенсия.
Старенький дом, и тот от родителей остался, весь латанный перелатанный. Того и гляди, рассыпется.
Соседи, конечно, помогали. Где за продуктами сходят, ведь магазин почти в другом конце села. Где подправят что-то, так, косметически. Ну и по огороду по весне помогают. Пару раз председатель сельсовета привозил машину дров для бани, да подарки дают по праздникам. Вот и вся помощь.
Горько и одиноко было Анастасии Петровне. Иной раз сварит себе кашу на воде, попьет чай с затвердевшим пряником, и сядет к окошку, грустно задумавшись.
"Хорошо хоть огород немного спасает! - думала бабушка, - А не то с голоду бы померла. А так - где картошечка, где лучок, капустка, да огурцы. Так и зиму переживешь. С соленьями да вареньями. Была бы помоложе, завела бы кур. Но силы уже не те..."
Самая ближайшая соседка, Надежда, еще не старая, полная сил, женщина лет сорока, как могла, приглядывала за старушкой. Помогала сажать картошку. Но не больше. У Надежды детей - мал мала меньше. Аж пятеро. Тут самой впору помощи просить. Хорошо хоть муж, Федор, деревенский кузнец, - работящий, и непьющий, как многие в деревне. Худо-бедно, а жили не впроголодь, и дети одеты-обуты.
Временами, когда возникала необходимость, Надя по-соседски просила бабу Настю посидеть с младшими детьми. И Анастасия Петровна никогда не отказывала. Ей и самой не скучно, и дети под присмотром.
Да все пятеро детей Нади уже давно считали бабу Настю своей бабушкой и любили одинокую старушку.
Однажды Надежда собралась в магазин и постучалась к соседке:
- Баба Настя! Ты где там?
Анастасия Петровна вышла на крыльцо:
- Чего раскричалась-то, Надежда?
- Да в магазин сейчас пойду. Тебе чего взять?
- Не надо мне ничего, ступай.
Вдруг Надя обратила внимание, что баба Настя надела чистый передник и новый платок на голову, ей подарили его на прошлый юбилей. Старушка берегла платок на свои похороны. А тут - на тебе!
- Ты ждешь кого? Вырядилась, как невеста на выданье, - пошутила соседка.
- Жду, - хмуро ответила старушка, - Пенсию жду. Почтальонку.
- Так может я тебе на свои куплю пока? Потом не знаю, когда соберусь до магазина...
- А вообще-то возьми-ка мне пряников, заварки и риса. Да, еще мяса недорогого кусочек.
- Риса? Мяса? Точно, гостей ждешь. Никак плов надумала готовить?
- Иди уже, любопытная Варвара... - и баба Настя, махнув рукой, вошла в избу.
"Чудны дела твои, Господи, - удивилась Надежда, - Сроду никогда гостей у Анастасии не было. А тут даже на угощение не поскупилась!"
Когда Надя занесла соседке покупке, то удивилась еще больше. Большая, но единственная комната бабы Насти сверкала чистотой. Даже печку побелила! Но расспрашивать не стала, захочет - сама поделится.
Затем дела по хозяйству и дети заняли все время Надежды и она забыла и про бабу Настю, и про гостей.
Ближе к вечеру Надя вынесла таз с постиранным бельем и принялась развешивать во дворе на веревках.
Вдруг она услышала какой-то шум со двора соседки и оглянулась.
Каково же было ее изумление, когда она увидела, как во двор бабы Насти входят человек шесть мужчин и женщин, по виду, из Средней Азии. Они весело переговаривались на непонятном языке и мужчины несли что-то в руках, какие-то коробки. Все дружно вошли в дом соседки. Больше, как не прислушивалась Надежда, так ничего и не услышала.
На следующий день Надя решила заглянуть к бабе Насте.
- Настасья Петровна, ты жива? - крикнула она с крыльца.
- Жива, чего со мной станется, - выходя из дома, беззлобно проворчала старушка.
- А кто это к тебе вчера приходил? - поинтересовалась Надя.
- И все-то ты видишь, все-то ты знаешь! - усмехнулась баба Настя.
- Так через забор живем. Квартирантов хочешь пустить что ли? Гастарбайтеров? Так у тебя же одна комната только! Где вы все поместитесь? Перегородки поставите? А они, небось, с детьми будут...
- Ну затараторила, навыдумывала уже себе! - отмахнулась старушка, - Ну были гости. Хорошие люди, между прочим. Никаких квартирантов я не завожу себе. Просто приходили проведать.
- А чего как обычно в дом не приглашаешь? Чаю попить? - с подозрением спросила Надя.
- Некогда мне Надежда, дел по горло. В другой раз!
И в этот день приходили те же люди, и опять с коробками, сумками. Пробыли несколько часов у бабушки и ушли. Но уже с пустыми руками.
Вечером, вне себя от беспокойства, Надежда обратилась к мужу:
- Федя, не нравится мне что-то, что у бабы Насти творится, ой не нравится!
- А чего там происходит? - заинтересовался Федор.
- Да второй день уже какие-то гастарбайтеры к ней приходят. Все какие-то коробки таскают. Побудут пару часов - и обратно уходят. Непонятно!
- Да уж, - согласился муж, - Непонятно. А ты спрашивать пробовала?
- Да не рассказывает ничего. А сама в новый платок нарядилась, похоронный. А вдруг это мошенники какие? Аферисты? Обманут старушку, дом отберут! Куда же она потом денется? На улицу?
- Разобраться надо. Мало ли что! Не наводи тень на плетень. Если завтра опять придут, сам схожу, узнаю, что да как. Не бойся, не дадим Петровну в обиду...
На том и порешили.
Уже с утра Надежда выглядывала в окно, когда баба Настя выйдет во двор. И, улучив момент, поспешила к забору, отделявшему их дворы.
- Здравствуй, Настасья Петровна!
- И тебе не хворать.
- Смотрю, твои гости снова приходили. Соскучились уже?
- Язык у тебя, Надежда, как помело! - возмутилась старушка, - Чего плетешь-то? Да, приходили. И сегодня придут, и завтра придут. Может, и ночевать оставлю. Не твоя забота. Иди, своей семьей занимайся!
Надя отошла от забора и подумала:
"Ох, не к добру, чует мое сердце, не к добру! А вдруг эти незнакомые таджики или узбеки, кто их разберет, совсем надумают от бабушки избавиться? Когда она дом свой на них перепишет? Одинокая бабка, родных нет. А тут какой-никакой, а свой угол. Эти гастарбайтеры - парни рукастые. Вмиг дом в порядок приведут и поселятся. А бабу Настю куда?"
Еле дождавшись от нетерпения Федора с работы, Надежда с порога зашептала:
- Федя, те опять пришли! Уже ночь на дворе, а они и не собираются уходить! Ой боюсь я! Бабушка сегодня сказала мне, что оставит их ночевать. И что они к ней каждый день ходить будут! Не нравится мне это!
- Так, Надя, успокойся. Прямо сейчас пойду и все выясню. Самому не нравится! Уж я с этими проходимцами по-своему поговорю!
- Я с тобой! - сразу подобралась Надежда, зная какой крутой нрав у мужа.
Да и силушки не меряно, кузнец, одним словом, как бы бед не натворил!
Уже было совсем темно, а из дома старушки доносились какие-то стуки и громкие разговоры. Супруги прибавили шаг и в миг оказались на крыльце соседки. Ворвавшись в дом, даже не постучавшись, Надя с Федей застыли на пороге, потрясенные открывшимся зрелищем.
На одной половине избы две женщины в национальной одежде мыли бревенчатую стену, всю закоптившуюся от многолетней копоти печного отопления. При этом они что-то красиво напевали на своем языке.
На другой половине, трое мужчин стучали молотками, пилили какое-то сооружение, вроде мебели. А один, встав на стремянку, красил потолок.
Сама баба Настя, стоя возле плиты, помешивала в большом казане ароматный плов.
- Явились-не запылились! - улыбнулась старушка, - Так и знала, долго не выдержите! Ну заходите, коль пришли!
и позвала работающих:
- Сулейман, Гасан, ребятки, хватит на сегодня, идите за стол. Гульнара, помогите мужикам помыться!
Все еще ошарашенные и ничего не понимающие супруги молча сели за стол.
Когда все гости уже расселись за накрытым столом, Анастасия Петровна сказала соседям:
- Вот знакомьтесь с моими дорогими гостями. Очень хорошие люди. В жизни не встречала таких добрых незнакомцев...
И старушка рассказала удивительную историю.
Недавно Анастасия Петровна поехала в райцентр в поликлинику. Очень уж разболелась в последнее время! После приема врача, старушка взяла рецепт и пошла в аптеку. А когда узнала, сколько стоят лекарства, совсем пригорюнилась. Так дорого!
Она отошла от окошка и стала считать мелочь, надеясь, что хоть на что-то одно хватит. Тут в аптеку и зашел Сулейман, старший из этих ребят. Увидев, как старая женщина считает мелочь, вытирая слезы, мужчина подошел к ней:
- Бабушка, тебе денег на лекарство не хватает, да? - спросил он, - Сколько надо? Я добавлю.
Баба Настя смутилась и, поблагодарив, отказалась.
Тогда Сулейман отобрал у нее рецепт и купил все лекарства, которые выписал доктор. Вот так они познакомились. Потом мужчина пригласил ее в свой дом.
- Ты не бойся, бабушка, ты очень похожа на мою маму. Мы тебя настоящим таджикским пловом угостим, познакомлю со своей семьей и потом домой отвезу!
В доме Сулеймана она познакомилась со всеми его многочисленными домочадцами, которые уважительно с ней общались и угощали чем только можно. О себе рассказал, что он и его родные уже давно в России, работают строителями. Такая семейная бригада. И он, как старший в семье - бригадир.
Затем мужчина повез бабу Настю домой. Когда Сулейман помог старушке занести в дом пакет с продуктами, который ей собрали женщины, он увидел полуразвалившуюся избушку и полное запустение внутри.
Вот тогда мужчина, не слушая возражений, поставил Анастасию Петровну в известность:
- Завтра жди, бабушка. Приедем тебе ремонт делать. И не спорь. Мы старость уважаем. А ты - одинокий человек. Тебе помочь некому.
- Вот так и стали ко мне приезжать эти добрые ребята, - закончила баба Настя свой рассказ...
Было уже далеко за полночь, когда Надежда с Федором вернулись домой. Они так хорошо посидели в гостях, хотя их никто и не приглашал.
- Даже не верится, Федь. Вот ведь какие люди оказались! Свои же мимо пройдут, а эти прямо опеку над старушкой взяли! Какие же они молодцы, да?
- Так и я о чем? - проворчал Федор, - А то раскудахталась: "аферисты, мошенники". Я и уши развесил!
- Так ведь лучше перестраховаться, Федя, - оправдывалась Надя, - Если б сегодня все не узнали, так всю ночь бы глаз не сомкнула. А так - спокойна теперь за бабу Настю...
Скоро домик Анастасии Петровны был отремонтирован. Поставили новое крыльцо и убрали старый забор из штакетника. На его месте стоял свежевыкрашенный дощатый забор.
Да и сама баба Настя, чувствуя заботу, расцвела и помолодела. Она уже не считала себя одинокой.
Старушка съездила к нотариусу и завещала старшему сыну Сулеймана свой дом в наследство.
- Ну и правильно, - одобрила Надежда, - Родных-то никого нет. А молодому парню пригодится дом, как семью заведет. Глядишь, всегда будет смотреть за домом и ухаживать за бабой Настей.
- Вот именно, - поддержал жену Федор, - И нам такие соседи не помешают. Не пьющие и работящие. Да и Настасья Петровна бегать начала, как молодуха, радостная и довольная.
- Еще бы, - вполголоса произнесла Надя, - У нее же за всю жизнь никого роднее кота не было. А теперь семья появилась. Такая большая семья, где ее любят и уважают, и где о старушке заботятся...