Как в игровой форме подготовить будущего первоклассника к школе? Возможно, вас вдохновят наши идеи.
Начало обучения в школе приносит в жизнь ребенка много новых вещей и ситуаций. Утренняя игра превращается в сидение в тишине и концентрации. Новые пространства, новый человек, с которым ребенок проводит полдня, новый коллектив, много новых задач, новые обязанности, новый распорядок дня.
Для 6-7-летнего ребенка много новых вещей и ситуаций в одно мгновение! Однако вы можете помочь малышу и подготовить его к этим изменениям в игровой форме. Все, что вам нужно, это немного творчества, терпения и желания играть. Предлагаем вам несколько полезных тем и игр, которые помогут вам подготовиться к школе.
Речь и словарный запас
При поступлении в школу у ребенка помимо правильного произношения звуков должен быть достаточно развит словарный запас. Вот игры, в которые направлены на это и в которые вы можете играть вместе.
Кино без звука
Посмотрите с ребенком подходящий мультфильм или короткометражный фильм, но без звука. Через несколько минут остановите фильм и попросите ребенка сказать, о чем, по его предположению, говорили персонажи. Затем еще раз посмотрите фильм в течение нескольких минут, и, остановившись, ребенок скажет, как, по его мнению, история может продолжиться. Затем просмотрите фильм еще раз, но уже со звуком. Ребенок осознает разницу между его мнением и мнением создателей фильма.
Истории по картинкам
Покажите ребенку картинку и попросите его сказать несколько предложений о том, что он видит на ней. На следующем этапе он может попытаться придумать более связную историю о том, что могло произойти на картинке. Есть специально для этого созданные книги без слов.
Расскажи историю об игрушке
У каждой игрушки обычно есть какая-то своя история. Ребенок знает о них гораздо больше, чем вы. Попросите рассказать о любимых игрушках эти истории: как их зовут и почему именно так, как они появились у ребенка, какие они, что умеют, почему ребенок их любит и пр. Пусть он говорит все, что хочет сказать о своей игрушке. Ориентируйтесь также на форму игрушки, цвет, материал, отдельные части тела и т. д.
Скажи это наоборот
Подготовьте набор картинок – предметов противоположного значения. Картинки можно найти в интернете или вырезать из журналов. Например, большая машина — маленькая машина, белый кот — черный кот, широкий мост — узкий мост, горячий чай — холодное мороженое, сладкий шоколад — кислый лимон и так далее. Используйте пары образов, где ребенок должен активно мыслить (сладкий шоколад - кислый лимон).
Города
Старые добрые "города" - когда следующий участник игры должен назвать город на ту букву, на которую закончился город предыдущего игрока. Можно трансформировать игру и использовать не города, а названия каких-то вещей или животных. Эта игра развивает не только словарный запас, но и фонематический слух.
Деятельность, связанная с чтением
Непременно читайте ребенку вслух. Вы не только поддержите детское воображение и проведете вместе приятные минуты отдыха, но при этом ребенок выучит много новых слов. При чтении уместно спрашивать ребенка, понимает ли он данные слова, и объяснять их ему. Прочитав историю, сыграйте в игру о том, как разворачивался сюжет. Ребенок должен уметь пересказать простое содержание рассказа самостоятельно. Если ребенок не может вспомнить, используйте простые вопросы. Или попробуйте одну из следующих игр:
Чтение с движением
Во время этого занятия ребенок не должен сидеть и внимательно слушать, ему разрешается прыгать, хлопать в ладоши, хлопать и делать все, о чем вы договорились заранее. Прежде чем читать рассказ или сказку, выберите три слова, с которыми вы будете ассоциировать какие-то движения. Это может быть хлопанье в ладоши, прыжки на одной ноге, топание, махание руками и т. д. Каждый раз, когда ребенок слышит одно из выбранных слов, он должен совершать оговоренное движение.
Чтение и игрушки
Для этого занятия можно использовать игрушки, которые есть у ребенка дома. Выберите сказку, в которой есть известные слова, которые обычно есть у ребенка дома в виде игрушки. Например, игрушечная машинка, кукла, зверек, мячик, кубики и тому подобное. Договоритесь с ребенком, что когда он услышит в рассказе слово, обозначающее одну из его игрушек, он должен взять ее в руки. Таким образом, ребенок тренирует внимание, а также понимание слов. С дошкольником также можно использовать игрушки для игры в сценки или кукольный театр. Выбирайте простые диалоги из прочитанного текста и создавайте диалоги персонажей. Договоритесь, что каждый из вас будет читать разные персонажи и разыгрывать роли.
Создание иллюстраций
Прочитав рассказ или сказку, поговорите с ребенком о том, что его больше всего заинтересовало. Затем мотивируйте его попробовать нарисовать то, что ему понравилось. Вы также можете рисовать вместе с самого начала. Это еще больше мотивирует ребенка, когда родители тоже участвуют в этой деятельности. Позже он с удовольствием будет создавать картинки к книжкам самостоятельно.
Музыка для стихов
В настоящее время в распоряжении детей имеются различные музыкальные инструменты в виде игрушек. Например, барабаны, различные клавишные инструменты и небольшие гитары. Сначала прочитайте детское стихотворение, а затем попробуйте спеть его под музыку. Сначала мелодия может быть не идеальной, но постепенно она будет улучшаться. Главное, чтобы вы весело провели время и поработали с текстом стихотворения.
Придумайте свои собственные концовки сказок
Прочитайте ребенку часть рассказа. Затем скажите ему, чтобы он попытался сделать свой собственный вывод. Если у вас есть еще дети, каждый ребенок может рассказать свою концовку истории или сказки. Родители также могут сказать свою версию.
Тренировка памяти
Для развития всех видов памяти тоже придумано множество игр. Выбирайте из нашего списка то, что вам нравится.
Зрительная память
Предъявите ребенку набор предметов. Это могут быть игрушки, открытки, картинки. Ребенок начинает рассматривать предметы. Затем накройте их платком и попросите ребенка назвать столько предметов, сколько он сможет вспомнить. Еще один способ игры — спрятать один из перечисленных предметов так, чтобы ребенок его не видел. Когда он снова посмотрит на предметы, он должен сказать, чего не хватает. Или возьмите 9 фотографий или карточек и разместите их в 3 ряда. Через несколько секунд переверните карты лицевой стороной вниз. Задача ребенка запомнить правильное расположение отдельных картинок.
Слуховая память
Ребенок может имитировать ритм, который вы воспроизводите с помощью хлопков. Или скажите ребенку 5-8 слов, только одно из которых повторяется дважды. Ребенок должен узнать, что это за слово. Вы также можете перечислить определенное количество цифр или слов. Эти слова или цифры ребенок должен повторять за вами. Также хорошо, когда дети разучивают разные потешки, песенки, стихи. Всегда читайте им одну строчку, и пусть ребенок повторяет ее за вами. Постепенно он запоминает весь текст.
Память движения
Так же можно играть через движение: пусть он повторяет за вами произвольный рисунок движений, разучивает танцы, сложные движения. Детям это очень нравится.
Тактильная память
Дети с развитой тактильной памятью с удовольствием лепят модели из пластилина. Вы также можете попросить их рассортировать различные предметы, смешанные в контейнере. Это могут быть шарики, пуговицы, бобовые, макароны, игрушки из киндер-яиц и тому подобное. Например, вы можете попросить ребенка найти все шарики. Он может выбирать с закрытыми глазами. Также можно играть, беря в руки различные предметы с закрытыми глазами и угадывая, что это такое. Также можно нарисовать на спине ребенка разные буквы или цифры, и ребенок попытается их угадать.
Практика различения цветов
Например, если у ребенка проблемы с различением цветов, поиграйте в следующие игры:
Я вижу, я вижу что-то цветное…
Сыграйте в игру «Я вижу, я вижу что-то… (зеленое, красное…)». Если у вас есть возможность играть сразу с несколькими детьми, эта игра идеальна. Вы можете играть в игру дома, на улице или в машине. Скажите: «Вижу, вижу что-то зеленое». И дети ищут в комнате что-то нужного цвета. Вы также можете играть с одним ребенком в машине, отмечать предметы, которые вы видите на обочине или на ней.
Цветные магниты
Смешайте магниты с разноцветными предметами, такими как фрукты, цветы или фигурки, на холодильнике, и пусть дети рассортируют их по цвету.
Сортировка наклеек
Дайте детям возможность куда-то приклеивать наклейки, отсортированные по цвету и оттенкам. В дополнение к тренировке цветов, это занятие служит для тренировки мелкой моторики.
Сортировка мелких предметов
Рассортируйте цветные мелкие предметы по соответствующим контейнерам. Вы можете использовать мармеладных мишек, пуговицы или цветные резинки.
Практика математических навыков
Для тренировки математических навыков можно купить самые разные рабочие тетради. Тем не менее, счет можно практиковать где угодно. Вы можете считать этажи в лифте, ступеньки по лестнице, считать проезжающие машины и так далее. Иногда намеренно ошибайтесь, чтобы ваши дети могли исправить вас и почувствовать себя умным.
Предчисловые идеи
Предчисловые идеи являются основой для формирования математических идей. Их усвоение происходит уже в дошкольном возрасте. Предчисловые идеи означают, что ребенок понимает понятия больше-меньше, легче-тяжелее, первый-последний или может сравнивать величины. Ребенок должен положить в одну стопку прямоугольники, в другую кубики, в третью треугольники, например. Или поместите желтые, красные и синие кубики отдельно. Или подмешать в каждую кучку форму, которая ей не принадлежит. Задача ребенка найти лишний предмет. Можно, например, использовать картинку к сказке про репку, спросив у ребенка, кто первый, средний, последний, за кем внучка, перед кем собака.
Написание чисел
Вы можете попросить ребенка написать номер на рисунке и позволить ему закрасить его мелками. Вы также можете нарисовать столько объектов, сколько представляет число. Также напишите цифры вместе в воздухе, пальцем на песке или глине, вырежьте цифры из бумаги, номера моделей из проволоки.
Ориентация во времени
К математическим способностям относится и ориентация во времени. Когда ребенок хорошо ориентируется во времени, ему облегчаются некоторые математические задачи, например, работа с числовым рядом. Также ребенок должен понимать понятия: вчера-сегодня-завтра-послезавтра. Он должен иметь возможность перечислять дни недели последовательно. Он также должен знать, какой день после среды, какой день перед вторником и т. д. Он также должен знать названия месяцев и уметь связать с ними различные обряды, праздники и события, связанные с отдельными месяцами. Также не забывайте о финансовой грамотности. Пусть он знает стоимость монет и купюр и пусть имеет представление о том, сколько стоят его любимые блюда и вещи. Также потренируйтесь оценивать с ребенком, сколько шагов от дома до сада, сколько времени займет дорога от бабушкиного дома и т. д.
Разговор о школе
Если вы хотите избежать стресса, чаще говорите о школьной жизни. Расскажите о том, как выглядит школа и как она работает. Чем она отличается от детского сада. Иногда дети беспокоятся о том, смогут ли они учиться. Дайте им почувствовать уверенность в себе, сказав им, что они уже многому научились в детском саду. Они уже знают некоторые буквы и цифры, умеют рисовать, знают геометрические фигуры. Убедите их, что в школе они будут продолжать только то, чему уже научились. Прогуляйтесь по школе. Исследуйте маршруты в школу. Посмотреть фотографии школы в Интернете. Посмотрите на фото учителя. Если вы знаете кого-то из будущих одноклассников ваших детей, попробуйте проводить время вместе на улице. Познакомьтесь с кем-то, кто ходит в школу уже несколько лет. Хорошо, если дети, которые уже ходят в школу, могут поговорить с вашим ребенком о школе.
Перед первым днем в школе поговорите о том, как он будет выглядеть. Планируйте это вместе. Рассказывайте, что ребенок будет носить, как он будет туда ходить. Как долго будет там, что будет делать после школы... Вспомните, каково вам было ходить в школу. Если есть, просмотрите свои школьные фотографии. Открыто говорите об эмоциях, которые ребенок испытывает в связи со школой.
⋒⋑