Эти чарующе изящные самолеты являются одной из визитных карточек российских ВВС, и сегодня о них знают даже дети. Но еще совсем недавно дела обстояли куда хуже, а сам проект был на грани полного забвения.
Как же «белые лебеди» вернулись в небо и прочно в нем обосновались — рассказываем в этой статье.
Долгие годы «сна»
После распада Советского Союза бомбардировщики Ту-160 были разделены между Россией и Украиной. Последней досталось 19 самолетов в состоянии полной летной годности. Только вот ей они были не нужны, поскольку ядерного оружия у нее не было, а содержать такую технику — чрезвычайно дорого.
В итоге после долгих переговоров было достигнуто соглашение о том, что Киев передаст Москве 8 Ту-160, 3 бомбардировщика Ту-95МС, сотни крылатых ракет и другое оборудование в обмен на оплату газовых долгов.
Только одна из оставшихся машин была передана в дар Полтавскому музею дальней авиации, а остальные в Украине были разделаны на металлолом.
После этого долгие годы машины в лучшем случае стояли в ангарах и изредка участвовали в учениях. Проекты модернизации существовали, но по большей части на бумаге, снова из-за непомерной стоимости. На затем все изменилось.
Первый выход на международную арену
17 ноября Ту-160 приняли участие в ударе российских Воздушно-космических сил в Сирии. Пять бомбардировщиков взлетели в 9:00 утра и направились в район выполнения первой за свою историю настоящей боевой задачи.
Она заключалась в нанесении массированного удара по объектам запрещенных в России ИГ. Когда «лебеди» достигли нужных координат, они выпустили 34 крылатые ракеты, которые поразили заранее намеченные цели в провинциях Идлиб и Алеппо. После этого самолеты вернулись домой, на авиабазу в Энгельсе. Всего они преодолели 6 566 километров, что транслировалось в эфирах, пожалуй, всех крупных мировых СМИ.
«Стошестидесятые» использовали для этой задачи новый тип ракет — Х-101. Да так удачно, что благодаря тому успеху российских ВВС выпуск Ту-160 был возобновлен в модернизированном варианте — Ту-160М2.
А проектирование бомбардировщика нового поколения (ПАК ДА) было отложено. «Пожилые лебеди» показали себя настолько эффективными, что срочная замена просто не потребовалась.
Перспективы
Разумеется, производство «белых лебедей» потребует огромных научных и промышленных ресурсов, которые стали чрезвычайно ценными в текущей ситуации. А возможно, даже разработки совершенно нового подхода к созданию новых стратегических самолетов. Ведь советской системы «смежников», как и плановой экономики, позволявшей делать самолеты вместо унитазов, теперь нет.
Но несмотря на это назначение самолета останется прежним. Ту-160М2 по-прежнему будет надежным инструментом ядерного сдерживания, обладая сверхзвуковой скоростью и ракетами, способными проникать сквозь современные системы ПРО.
Да и перспективные виды вооружений тоже, скорее всего, будут на него рассчитаны. В конце концов, это самый тяжелый из когда-либо созданных боевых самолетов с максимальной взлетной массой 275 тонн. И это при дальности полета 12 300 км.
А вы видели «белых лебедей» вживую? Расскажите в комментариях.