Найти тему
MotoLady: туризм

Цель достигнута: перевал Ак-Байтал

Ночью проснулась от того, что тяжело было дышать. Старый обогреватель выжег весь кислород, коего и так было мало в разряженном воздухе. В номере было душно. На часах 2:30.

Я слышала, что Леха тоже возится. Сон не задался. Промучились так до утра и встали разбитыми. Я боялась, что после шампанского будет болеть голова, но с этим проблем не было.

Команда встретилась на завтраке. Везде в Таджикистане на завтрак подают яичницу, наверное, потому что это самый просто вариант. И, кстати, завтраки везде включены в стоимость проживания.

Кто-то сразу выдвигался на Хорог, кто-то - на Ак-Байтал. Нас, кто ехал на перевал, было пять человек. Ребята, съездившие туда вчера, предупредили нас о двух коварных участках на дороге. Подробно описали где и за каким поворотом нужно ехать очень аккуратно.

Мы доели на завтрак торт, а все, что осталось несъеденным и всякие мясные "остатки" еще вчера попросили собрать в пакет: на перевале живет собака и мы везли ей еду.

Я собираюсь и в номер заходит Лиса:
"У мотоциклов раскиданы всякие гвозди и шурупы".
Вопросительно смотрю на нее.
"Ну мы же вечером ездили в шинку, колеса ремонтировать. Видимо, парнишка решил подзаработать еще. Другого объяснения нет, как у каждого мотоцикла под колесами оказались все эти "железки".
Я произношу нецензурные фразы.
"Пойду попрошу какую-нибудь метлу у администраторов", - с этой фразой Ира покидает номер.

Вот опять пример: везде есть люди хорошие и плохие.

Когда все готовы ехать, происходит ЧП с Эртехой Лисы: мотоцикл отказался заводиться. В попытках это сделать, высаживается АКБ. Нам повезло, что у гостиницы стоял Ниссан, у водителя которого к тому же были провода. Эртеху прикурили и на газу удалось завести движок. Вот единственный случай, когда плохой бензин сказался на технике.

70 км до перевала - скучнейшая дорога... Справа виднеется забор из деревянных столбов и "колючки". Это граница с Китаем.

На дорогу выбегает что-то большое и рыжее. На лису не похоже. Останавливаюсь, жду. Из норы показывается голова суслика. Нда, это не красноярские "малыши": здесь суслик размером с небольшую собаку. Стою у заглушенного мотоцикла (Леха где-то сзади, отстал) и вокруг тишина. Практически никаких звуков нет. Только ветер.

НеПутевый подъезжает и начинает торопить: некогда стоять. К 315 км у нас сегодня 150 плюсом. Доезжаем до перевала Ак-Байтал, сил нет, эмоций тоже. Ощущаешь себя сомнамбулой. Делаем фото... И желание только одно - спуститься с высоты. Она сильно давит.

Собака уже жует свой паек из ячьих костей и хлеба. Мы подгоняем по очереди каждый мотоцикл: собственно, ради этого только и ехали. Ради фотографий. Придурки)))

Постепенно все начинают уезжать, на высоте некомфортно, только Леха по-прежнему курит одну за одной и делает 100500 фото.

Я уезжаю одна, он обещал догнать. Качусь на скорости 50 км/ч, а его все нет. Пришлось останавливаться, ждать. Вдруг случилось что и "гусь", например, отказался заводиться на высоте. Вскоре неПуть появляется.

"Что так долго? Все нормально?"
"Да, собаку кормил. У меня ж колбаса в кофре была. Она не поняла, что это, пришлось кормить с рук".

заправка в Мургабе
заправка в Мургабе

Доезжаем до Мургаба и вновь едем на заправку. Иначе бензина не хватит до Хорога. После захожу в магазин за водой и именно в тот момент туда приносят свежеиспеченные баурсаки и чебуреки с картошкой. Я также беру пару чебуреков, а женщина, которая их принесла, протягивает мне баурсак. Просто попробовать. Бесплатно.

"Вы Аня?" - спрашивает у меня уже другая женщина.
"Да".
"Вам понравился торт?" - так вот кто та мастерица, что устроила нам всем праздник!
"Очень! Спасибо Вам большое! Нам всем понравился".

Женщина довольно улыбается.

Мы распрощались со всеми, кто был в магазине и отправились на улицу есть чебуреки, пока они горячие.

Закончив со вторым завтраком, сели на мотоциклы и "полетели" в Хорог.

Всю дорогу до перевала было пасмурно, а дорога сильно выматывала и казалось, что она не кончается. На перевале было солнечно и сильно ветренно, но уже после ехать было хорошо: асфальт не такой разбитый, солнце и начала появляться зелень! Как все же сильно отличается природа, хоть расстояния тут не такие большие.

на перевале Кайтезек
на перевале Кайтезек

На обочине стоит мотоцикл. Останавливаемся. Триумф стоит на камнях, без колеса. Димка замял диск в двух местах, его друг повез чинить колесо.

"Давно сидишь?"
"Часа 2,5 уже".
"Воду надо? Шоколадку?"
"Да воды у меня полно, - кивает на бутылки, стоящие в тени мотоцикла. - Местные остановились, дали".

Пока стоим, курим, останавливается машина.
"Hello".
"Здравствуйте".
"Вам нужна помощь?"
"Нет, спасибо. Уже чиним".
"Лепешку оставить?"
"Спасибо большое, не нужно. У нас все есть. Спасибо, что остановились".
Мужчина улыбается: "Всего хорошего вам".
"И вам доброго пути".

Вот он, бедный Таджикистан. Где люди не испорчены и готовы прийти на помощь. Это не первая ситуация, но я до сих пор удивляюсь. В России можно так часами стоять и никто не остановится...

Пока мы втроем болтали, подъехал Антон. Он проехал почти 100 км от места, где стоял мотоцикл в поисках "мастерской", где смогут поправить диск. Благо, он ее нашел. Мужчины поставили колесо, затем Дима сказал: "Езжайте, дальше мы сами. Сейчас доделаем и едем". Прикидываю расстояние, сверяюсь со временем: "До Хорога часа два езды. Если через 2,5 вас не будет, начнем звонить, телефон держите поблизости. Если что, потом будем искать".

Мужчины ставят колесо
Мужчины ставят колесо

Мы неспешно докатываем до Памир Пэлас и на стоянке, что на заднем дворе гостиницы, встречаем нашего товарища из Челябинска. Мы с ним уже пересекались в Казахстане, ехали вместе на Басмач. Мы обнимаемся: увидеть своих в таких е**ях - дорого стоит. Он знакомит нас всех с Али. Али - местный мотоциклист, который постоянно оказывает помощь мотопутам. И сейчас это знакомство был как никогда кстати: мы всю дорогу обсуждали, что я хочу погрузить мотоцикл на фургон в Хороге и довезти до Калаихума.

-6

Пока мужчины на парковке общались, я бронировала номера. Один - нам с Лехой (уже за 600 сомони, но он больше по площади, чем предыдущий и с балконом), а также Димке и Антону. 600 сомони - это большая сумма для меня в том плане, что здесь не найти обменника, а если платить за машину до Калаихума, то мне катастрофически не хватает валюты. Я договариваюсь с администратором и они готовы принять оплату рублями. Прекрасно! При этом я отдаю 4000 рублей, меньше, чем если бы платила в сомони.

Балкон в номере - это очень хорошо! Когда ты две недели в пути, то мотоботы лучше хранить не в помещении) А уж когда в номере не одна пара...

Спускаюсь на стоянку за вещами. Али "на телефоне" - решается вопрос о перевозке мотоцикла. Смотрю на часы - прошло 2,5 часа, как мы уехали от парней и ровно в этот момент слышу, как на парковку въезжают два мотоцикла. Все хорошо, добрались.

За машину водитель запросил 1800 сомони. Али: "Дорого. Давай 800". Водитель: "Так не пойдет". Али: "Хорошо, 1000 и не больше". Водитель: "Договорились". Вот это торг!)))

По меркам Памира, 1000 сомони - большие деньги. Например, в Хороге средняя зарплата 800 сомони... На российские деньги - 1000 сомони чуть меньше 8000 рублей. Сумма тоже немаленькая, но вспоминая, какая там дорога и ощущая пронизывающую боль в пальцах, а также боль при каждом шаге от гематомы на бедре, я убеждена: лучше заплатить "на берегу", чем потом платить за ремонт и лечение. При условии, что должно остаться то, что ты будешь ремонтировать и лечить. Да, такие черные мысли там постоянно.

Предварительно вопрос с транспортировкой решен, остальное - утром. Затем Али берется за решение вопроса с Эртехой: у нее сломалось переднее крыло. Парень договаривается с кем-то, чтобы деталь запаяли и они с Ирой уезжают в мастерскую. Достаточно быстро этот вопрос решается и мы собираемся все в гостинице.

Чек из ресторана в Памир Пэлас. Ужин на 11 человек
Чек из ресторана в Памир Пэлас. Ужин на 11 человек

Вечер заканчивается стандартно: блаженство от горячего душа и холодного пива, ужин в ресторане, разговоры, сон.

Засыпала я в отличном настроении: завтра не надо будет скакать по этой убитой дороге!