Найти в Дзене
Странствия поэта

Почему сегодня не читают Вознесенского

Прежде чем ответить нужно обозначить некоторые условности. Во-первых, не брать в счёт тех, кто знал и читал Вознесенского в пик его славы. Это, как правило, люди советской эпохи. Многие ещё живы и помнят о нём. Ведь если я сейчас назову вам имена Владимира Шуфа или Ольги Чуминой, то они вам вряд ли что-то скажут. А ведь это громкие поэты времён Бунина, которые вместе с ним были лауреатами Пушкинской премии. И знала вся Россия! Во-вторых, я не уменьшаю талант и не хочу оскорбить чувства поклонников этого автора.Я разбираюсь в самом процессе. Все знают «миллионы алых роз», но мало кто назовёт имя автора стихов. Поэтический архетип Вознесенского Сам Андрей Андреевич называл себя прямым последователем Владимира Маяковского и являлся единственным учеником Бориса Пастернака. Это уже неплохой старт для поэтической карьеры. Вот его ранние стихи: Я - Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворог, слетая на поле нагое. Я - Горе. Я - голос войны, городов головни на снегу сорок первого года. Прямое п

Прежде чем ответить нужно обозначить некоторые условности. Во-первых, не брать в счёт тех, кто знал и читал Вознесенского в пик его славы. Это, как правило, люди советской эпохи. Многие ещё живы и помнят о нём.

Ведь если я сейчас назову вам имена Владимира Шуфа или Ольги Чуминой, то они вам вряд ли что-то скажут. А ведь это громкие поэты времён Бунина, которые вместе с ним были лауреатами Пушкинской премии. И знала вся Россия!

Во-вторых, я не уменьшаю талант и не хочу оскорбить чувства поклонников этого автора.Я разбираюсь в самом процессе. Все знают «миллионы алых роз», но мало кто назовёт имя автора стихов.

Поэтический архетип Вознесенского

Сам Андрей Андреевич называл себя прямым последователем Владимира Маяковского и являлся единственным учеником Бориса Пастернака. Это уже неплохой старт для поэтической карьеры. Вот его ранние стихи:

Я - Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
слетая на поле нагое.
Я - Горе.
Я - голос
войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Маяковский и Пастернак
Маяковский и Пастернак

Прямое подражание Маяковскому, но этого автор не скрывает. Любое становление поэта всегда начинается с подражания. Молодой Есенин тоже начинал с перепевов других поэтов умело имитируя Блока, Белого или даже Клюева. Но главная задача поэта – выйти из тени мастера и запеть своим голосом. А это не каждому под силу.

К счастью, у Вознесенского получилось, когда он стал писать вот так:

Боги имеют хобби,
бык подкатил к Европе.
Пару веков спустя
голубь родил Христа.
Кто же сейчас в утробе?
Молится Фишер Бобби.
Вертинские вяжут (обе).
У Джоконды улыбка портнишки,
чтоб булавки во рту сжимать.
Любитель гвоздик и флоксов
в Майданеке сжег полглобуса.
Нищий любит сберкнижки
коллекционировать!
Миров — как песчинок в Гоби!
Как ни крути умишком,
мы видим лишь божьи хобби,
нам Главного не познать.
-3

Но многие скажут, что Вознесенский неорганичен, его поэзия стишком технична и не затрагивает струны души простых людей. Но разве поэт должен подстраиваться под народ? Это уже попахивает угодничеством, дабы побыстрее получить лавры от толпы (лайки, комментарии и обожания).

«Как актуально» - скажет толпа.

А поэт, умиляясь от собственного тщеславия накропает ещё пару сотен стихов на злобу дня. Что там у нас сегодня на повестке: «грязный либерализм, святой патриотизм и эмоциональная игра на чувствах верующих?».

Да только толпа носившая сегодня тебя на руках, уже завтра может и не вспомнить кто ты такой.

И тот, кто всю жизнь ублажает вкусы толпы не поэт, а ремесленник - пиарщик и хайпожор на на современном сленге. Единственное во что должен вглядываться настоящий творец это в вечность. И, может быть, вечность когда-нибудь ему подмигнёт.

Если сейчас не читают Вознесенского и умиляются от Бродского, то это не значит, что через 20-30 лет не произойдёт обратного. Нам сегодняшнего Некрасова заново открыл Чуковский в начале 20 века. А ведь Некрасов был тогда почти забыт.

-4

Вот и Андрей Вознесенский глядел в вечность, а то что кто-то не читает и не цитирует, так это явление временное. Хорошая поэзия она как вино - только дорожает и хорошеет с годами. Читаем и размышляем:

Достигли ли почестей постных,
рука ли гашетку нажала —
в любое мгновенье не поздно,
начните сначала!
«Двенадцать» часы ваши пробили,
но новые есть обороты.
ваш поезд расшибся. Попробуйте
летать самолетом!
Вы к морю выходите запросто,
спине вашей зябко и плоско,
как будто отхвачено заступом
и брошено к берегу пошлое.
Не те вы учили алфавиты,
не те вас кимвалы манили,
иными их быть не заставите —
ищите иные!
Так Пушкин порвал бы, услышав,
что не ядовиты анчары,
великое четверостишье
и начал сначала!
Начните с бесславья, с безденежья.
Злорадствует пусть и ревнует
былая твоя и нездешняя —
ищите иную.
А прежняя будет товарищем.
Не ссорьтесь. Она вам родная.
Безумие с ней расставаться,
однако
вы прошлой любви не гоните,
вы с ней поступите гуманно —
как лошадь, ее пристрелите.
Не выжить. Не надо обмана.

Уважаемые читатели! Поддержите канал лайком и подпиской, если вам нравятся материалы, которые здесь публикуются (это сильно помогает и мотивирует автора на развитие и создание интересных материалов). Спасибо за внимание!