Киригизия, расположенная в самом сердце Азии между гор Тянь-Шаня и Памиро-Алая, — пока еще нетривиальное направление для туризма. Но каждого, кто приезжает, непременно удивляют и впечатляют горные пейзажи, красные, как на Диком Западе, каньоны и большое и синее, как море, озеро Иссык-Куль.
В июле прошлого года в Киргизии побывала Оксана Назарова. В своем рассказе она поделилась не только впечатлениями, многие из которых оказались для нее неожиданными, но также полезными деталями: маршрутом с достопримечательностями, состоянием дорог и жильем — берите их на заметку. Делимся ее отзывом с сохранением орфографии и пунктуации.
Долгое время Кыргызстан для большинства российских граждан не был популярным туристическим направлением. Но после пандемии я стала встречать на просторах интернета все больше отзывов об этой стране. Разглядывая фотографии невероятных и таких разных пейзажей — сделала себе пометочку на будущее.
Начали мы свое путешествие из Бишкека. Сразу скажу — Бишкек не произвел на нас впечатления. Мы взяли там автомобиль в прокат на 10 дней и отправились по следующему маршруту: Иссык-Куль (северное побережье) — Каракол — Иссык-Куль (южное побережье) — Сон-Куль —Ош. Улетали из Оша и там же сдали автомобиль.
Увидев первый раз его [Иссык-Куль] из окна машины — я не поверила, что это озеро. Больше было похоже на море ярко синего цвета. Горы на другом берегу сливались с облаками и пространство воды казалось бескрайним.
Нам повезло с погодой и мы с удовольствием искупались и провели время на пляже.
На северном берегу Иссык-Куля располагается множество отелей и домов отдыха. Особенно популярными курортом является Чолпон-Ата. Мы не стали там останавливаться, а сняли коттедж чуть подальше по побережью в спокойном месте недалеко от села Григорьевка. Тем более, что следующим нашим пунктом было посещение Григорьевского ущелья.
Григорьевское и Семеновское ущелья — самые большие и известные ущелья на северном берегу Иссык-Куля. Два соседних ущелья соединяются между собой, поэтому и осматривают их обычно в паре. Мы заехали со стороны Григорьевского ущелья. Въезд бесплатный.
У перевала можно поехать сразу направо в Семеновское ущелье, а можно подняться левее на машине на высокогорные луга и доехать до озер. В Чон Ак-Суу находятся три высокогорных озера. Мы свернули к озеру.
Дорога в ущелье грунтовая неплохого качества, по которой можно передвигаться даже на легковом автомобиле, но только по самому ущелью. Если в планах посетить озера — нужен будет как минимум кроссовер.
Семеновское ущелье оказалось более обжитое. Проведено электричество. Большее количество юрт и других построек, асфальтированное дорожное покрытие. Нам показалось оно менее интересным и мы даже ни разу не остановились для фотографии. Читала, что из Семеновского ущелья можно подняться к озеру, но мы не поехали.
Программа у нас была насыщенной для 10 дней и на следующий день мы выехали в красивейшее, на мой взгляд, место — ущелье Алтын-Арашан. Это высокогорное ущелье находится недалеко от города Каракол.
Через это ущелье можно подняться к озеру Ала-Куль, что мы и планировали изначально сделать и выделили на это ущелье 2 полных дня.
Дорога, которая ведет к ущелью под силу неубиваемым автомобилям-вездеходам или лошадям. Ну конечно можно пройти этот путь и пешком. Весной дорогу часто заваливает камнями. Часть пути проходит по краю обрыва. Водители, которые работают на этом маршруте — Профессионалы! Вы бы видели, как они разъезжаются на этой узкой горной дороге. Мне было не по себе, если честно.
Так как мы забронировали комнату в гостевом доме в самом ущелье — нам предложили там и трансфер от села Ак-Суу. Около 10 км и 1,5 часа тряски на уазике и мы были на месте.
Мы выбрали первый вариант. В нашем гостевом доме было 6 комнат и несколько юрт. В стоимость входил завтрак и ужин. Постояльцы были из разных уголков земли: англичане, голландцы, иранцы, китайцы. В наш заезд из России были еще ребята из Ульяновска.
По словам хозяйки дома — из России маленький поток туристов, а вот иностранцы иногда приезжают группами до 40 человек и она не смогла назвать страну, из которой к ним не приезжали туристы. С мая по октябрь гостевой дом не пустует.
Нужно было решить с вечера — подниматься к озеру Ала-Куль или нет. Хозяин дома сказал, что этот год холодный и вокруг озера еще снег. Подъем очень крутой. Озеро находится на высоте 3800 м нум. В дождь подниматься будет тяжело и на лошадях и пешком. Мы подумали и решили оставить поход на озеро на следующий раз, а пока посетить горячие источники — погода как раз была подходящей.
Ущелье Алтын Арашан славится своими горячими источниками еще с советских времен. На территории ущелья находятся источники с различным составом воды и круглый год сохраняют высокую температуру (до пятидесяти градусов). У некоторых источников сооружены крытые бассейны, другие же располагаются в выдолбленных в камнях купальнях или гротах.
Я ни разу в жизни не каталась на лошади...
Как лошадь передвигается по скользким камням горной реки и не падает? Когда я задала этот вопрос гиду — он недоуменно на меня посмотрел и сказал: "А почему она должна упасть?". После таких слов стало спокойнее. Я вспомнила табуны лошадей, разбросанных по высоким склонам гор, и подумала - действительно почему. Конечно эта прогулка была одним из сильнейших впечатлений и запоминающимся моментом поездки . Все закончилось благополучно — никто не упал, не поскользнулся, ну только ноги потом, конечно, поболели с непривычки.
Проведя две ночи без связи, горячей воды и в неотапливаемом помещении, хотелось немного согреться и вкусить благ цивилизации. Мы остановились в очень приятном отеле в Караколе, но перед этим заехали еще в одно ущелье недалеко от города.
Такое название было дано ущелью из-за скального массива из красной глины, который является своеобразной визитной карточкой ущелья. Очертания скал похожи на силуэты быков, которые лежат на земле.
Ущелье вполне доступно для легкового автомобиля. От семи быков можно проехать дальше вглубь ущелья, а можно немного проехать вверх на смотровую площадку.
Передохнув в Караколе, мы отправились дальше. В этот день мы должны были проехать южное побережье Иссык-Куля и через перевал 33 попугая добраться до озера Сон-Куль. Около 400 км.
Благополучно преодолев перевал мы выехали к озеру. До места ночевки нам еще нужно было проехать вокруг озера часть пути.
В тот день проблем с навигатором не возникло. Еще до перевала мы поставили координаты нашего юрточного лагеря и он нас привел в назначенное место.
Я бронировала на букинге, но, думаю, без проблем можно приехать и найти юрту уже на месте. Не рассчитывая на комфортабельные условия - мы были приятно удивлены. В юрте помещалось четыре односпальные кровати. В туалете был унитаз, раковина, салфетки, бумажные полотенца. Везде очень чисто. На ночь затопили печь. Завтрак включен. Ужин по желанию. Электричество, правда, включали только на 2 часа в день.
Мы от ужина отказались, взяли горелку, вино и поехали к озеру. Решили устроить пикник на берегу и встретить там закат.
Вокруг было тихо. Постояльцев в нашем лагере больше не было. Мы были одни наедине с природой.
Проснулись мы рано. В этот день нужно было проехать достаточно большой отрезок пути до города Ош.
Заезжая на озеро мы сделали небольшой крюк, чтобы проехать через перевал 33 попугая. Юрточный лагерь наш находился на северо-востоке и обратно мы планировали выехать через перевал Калмак-Ашуу.
Действуя старым дедовским способом (останавливались у каждого юрточного лагеря и спрашивали дорогу), мы умудрились все-таки поехать не в ту сторону, так как дорогу объясняли только взмахом руки в определенном направлении и иногда на киргизском языке.
Местами ярко выраженной дороги нет. Автомобили проезжают там, где можно проехать.
Поплутав вокруг озера мы выехали через перевал Кара-Кече (юго-западный берег) сделав таким образом практически круг вокруг озера. И выехали не там, где нам было нужно (плюс пять часов пути). Все-таки самая короткая дорога — та которую ты знаешь. Оглядываясь назад — нужно было выезжать также как заезжали.
Добраться до Оша можно было через трассу с хорошим покрытием от Бишкека либо по горной дороге через перевалы из Нарынской области. Возвращаться в Бишкек не хотелось и мы выбрали второй вариант. На карте, правда, дорога выглядела как запутанный клубок ниток. В городе мы спросили у местных жителей о проходимости данного маршрута: узкая гравийка, но вполне проходима для кроссовера, был ответ.
Не скажу, что путь был легким. По гравийному покрытию не очень приятно спускаться с перевалов. Иногда по дороге проходили ручьи, что тоже не способствовало сцеплению с дорогой. Некоторые участки приходилось проезжать по камням. Дорога узкая и без отбойников. Машин практически нет. Но виды....
Дорога в общей сложности заняла 16 часов. Мы устали и следующий день был посвящен релаксу у бассейна отеля в Оше. Мы наконец-то добрались туда, где жара.
До возвращения в Москву оставалось пару дней и нашей последней запланированной локацией в эту поездку было озеро Тулпар-Куль. Добраться до него можно через Алайскую долину. Именно через Алайскую долину проходит всемирно известный Памирский тракт.
Памирский Тракт — высокогорная дорога, соединяющая кыргызстанский Ош и таджикистанский Хорог.
После предыдущих перевалов — ехать по перевалам Памирского тракта одно удовольствие. Дорога широкая, асфальтированная. Добраться до Алайской долины можно и на общественном транспорте и на такси.
Живописные белоснежные вершины покорили сразу.
Летом в хорошую погоду доехать до Тулпар-Куль не составит особого труда. От села Сары-Могол к озеру ведет ровная гравийная дорога плавно переходящая в грунтовую. Даже указатели есть.
Обед с видом на Пик Ленина — даже не думала, что это реально и легко осуществимо.
Кыргызстан — страна гор и озер. Нетронутая природа на любой вкус: от зеленых ущелий Тянь-Шаня до белоснежных пиков Памира, от труднодоступных горных озер до невероятного цвета воды Иссык-Куля. Это путешествие запомнится надолго.
Полезные сервисы
Текст и фото: Туристер.Ру