70 лет назад, 26 августа 1952 года для обслуживания международных авиалиний был сформирован 63-й летный отряд Московского управления транспортной авиации ГВФ, базировавшийся в аэропорту Внуково.
В 1958 году авиапарк 63-го летного отряда стал пополняться самолетами Ил-18.
26 августа 1959 года 63-й ло МУТА ГВФ вошел в состав Московской международной авиагруппы. Командиром отряда назначен Василий Ефремович Цыганков.
5 января 1960 года экипаж Ил-18 63-го отряда под управлением И.И. Фролова и В.Е. Цыганкова выполнил первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва – Бухарест – София – Москва.
В течение 1960 было открыто ещё несколько международных линий на Ил-18: Москва – Берлин и Москва – Варшава.
18 августа 1960 года отряд перебазировался в новый аэропорт Шереметьево, который планировалось использовать для международных линий.
В это же время начались полеты в Каир. Причем напрямую — через Симферополь и Турцию — летать не могли, не пускала Турция. Приходилось идти вокруг: из Москвы шли на Белград, потом выходили на Албанию, Адриатическое море, Средиземное и вдоль берега через Александрию на Каир, как будто из-за угла. Посадку делали только в Белграде.
Как вспоминал позже Петр Георгиевич Хмельницкий, в те годы заместитель командира 63-го отряда:
«В первой половине шестидесятых годов началось освоение рейсов в Юго-Восточную Азию. Открыли Дели. Потом из Дели в Калькутту и Рангун. Поначалу трасса из Москвы в Дели шла напрямую через Гималаи. Это были очень тяжелые полеты. Загрузка большая, топлива не хватало, иногда садились на дозаправку в Алма-Ате. А после вылета не успевали набрать нормальную высоту, как начинались горы-восьмитысячники. 1200 км летишь, а под тобой, совсем рядом, вершины и снег курится... Связи никакой. В горах ничего не установлено, ясное дело, а из-за того, что горы высокие, радиоволны с территорий Индии и СССР не доходят. И так километров 800 летишь, словно в вакууме: ни связи, ни навигации, ничего. Люди и самолет — один на один со своей судьбой. Случись что, даже искать не будут, потому что бесполезно».
2 декабря 1961 года экипаж самолета Ил-18 под управлением командира П.Г. Хмельницкого выполнил технический рейс из Москвы в Джакарту, преодолев в оба конца расстояние свыше 20 000 километров. Вот как описывал Петр Григорьевич тот, первый рейс:
Воздушная трасса из Москвы до Джакарты в 60-е годы была самой протяженной линией Аэрофлота. Открывали мы этот маршрут в декабре 1961 года. Это был технический рейс, который выполнял командир воздушного судна Юрий Овсянников, инструктором и старшим летным командиром был я, а делегацию возглавлял Герой Советского Союза Вячеслав Башкиров. Вместе с нами в Джакарту летел советский цирк.
Дело в том, что в столице Индонезии был выстроен крытый стадион, который советское правительство подарило братскому индонезийскому народу в знак дружбы. И первым выступить на этом стадионе должен был наш цирк. Вот нам и пришлось совмещать технический рейс с перевозкой артистов. С нами летели два медведя — здоровенный Гоша весом в полтонны и неуклюжий добродушный Мишка щенячьего возраста, 19 собак (которых по прилету в Джакарту оказалось 20, потому что одна ощенилась), гусыня, петух, кролики. В переднем салоне сняли все кресла и поставили две клетки для медведей и одну для собак, а остальных животин вместе с их апартаментами поместили в хвосте. Животных сопровождали человек 20 артистов, докторов. Плюс делегация Аэрофлота и наш экипаж. Словом, загрузка полная. Даже слишком.
Взлетели, набрали эшелон, погасили табло. Теперь можно водички попить. Нажали кнопку бортпроводникам. Ждем. И вдруг вопль - душераздирающий, перекрывший гул моторов. А потом звон бьющейся посуды. Что такое!? Кто-то из экипажа пошел посмотреть, в чем дело. Оказалось, бортпроводница приготовила поднос с чаем и соками и понесла его нам. Но пройти между клеток с медведями и собаками можно было только боком. Естественно, возникла дилемма: к кому лицом? Она предпочла собак. Однако Гоша оценил ее выбор по-своему. Когда спина бортпроводницы потихоньку двинулась вдоль его клетки, он просунул сквозь прутья лапищу и от души погладил... Сколько успел. Остальное слышали все пассажиры и экипаж самолета.
После Рангуна осталось лету пять часов с небольшим — и мы в Джакарте. Настроение хорошее, все основные проблемы позади. Скоро экватор. Представитель Аэрофлота в Рангуне дал нам грамоты, которые надо было вручить тем, кто пересекает экватор впервые.
А тут Гоша, видимо, уже уморился лететь или, может, клетка надоела, только принялся он топать из одного угла в другой. И так вдумчиво, со знанием дела шлепал, что самолет стал раскачиваться. Я позвал дрессировщика, говорю: «Уйми зверя! Ведь упадем!» А он: «Капитан, не волнуйтесь! Сейчас будет полный порядок». Добыл откуда-то бутылку марочного коньяка, откупорил и сунул медведю в пасть. Тот зачмокал, зачавкал, засопел от великого удовольствия и пока не опорожнил наполовину, не отдал. И сразу на боковую. Больше и не слышали его до самой Джакарты.
Наконец полет наш завершился, мы приземлились на индонезийскую землю, зарулили. Встречали нас с помпой, журналистов — море. Все вышли из самолета, а последний — глава делегации, генерал в форме с погонами, звездой, все как положено. И выходит он из самолета под руку с нашим косолапым Мишкой, у которого через плечо перекинута фирменная аэрофлотовская сумка. Мишутка, как и подобает цирковому медведю, важно передвигается на задних лапах. Так они под ручку по трапу и спускались. Корреспонденты от восторга с ума посходили: фотоаппаратами щелкали и так, и эдак, и даже на землю ложились, чтобы ракурс нужный поймать. Долго потом газеты пестрели передовицами об Аэрофлоте.
18 июня 1962 года два самолета Ил-18 под управлением командиров кораблей Г.В. Середы и В.Е. Ларионова выполнили технический рейс по новой воздушной трассе в страны Африки: Марокко, Мали, Гвинею и Гану, преодолев в оба конца расстояние около 22 000 километров.
11 февраля 1964 года из состава Московского управления выделилось новое – Транспортное управление международных воздушных линий (ТУ МВЛ). В состав летной службы вошел и 63-й летный отряд.
21 февраля 1964 года на Ил-18 открыта новая авиалиния Москва – Алжир. Командир корабля В.Г. Лапиков.
14 марта 1964 года Ил-18 полетел по новой трассе Москва – Коломбо (о. Цейлон). Командиры кораблей В.А. Алексеев и Ю.А. Бархаш.
23 июля 1964 года открыта авиалиния Москва – Никосия (Кипр). Командир К.Д. Ясаков.
Кроме работы по расписанию, самолеты Ил-18 обслуживали заказные (чартерные) рейсы с партийно-правительственными делегациями, труппами театров, спортивными командами, организованными группами советских и иностранных туристов. Поэтому Ил-18 советского Аэрофлота можно было встретить во многих точках Европы, Азии и Африки.
Помимо рейсов за рубеж Советского Союза, 63-й отряд в шестидесятые годы выполнял рейсы по расписанию в большое количество аэропортов СССР. Среди них: Адлер, Иркутск, Калининград, Новосибирск, Норильск, Симферополь.
В 1972 году в 63-м ло начинается эксплуатация нового реактивного пассажирского самолета Ту-154. С этого момента Ил-18 начинает постепенно сдавать свои позиции. Рейсы, выполняемые на Ил-18, переходили на обслуживание более современными Ил-62 и Ту-154, а Ил-18 передавались в другие управления страны.
По состоянию на 1 июня 1975 года в 63-м отряде было семь Ил-18Д: 75461, 74258, 74260, 74261, 74262, 74263 и 74264, которые выполняли шесть рейсов: SU415/416 Москва – Тунис – Триполи – Бамако, SU417/418 Москва – Одесса – Триполи – Нджамена – Малабо, SU421/422 Москва – Вена – Триполи – Лагос, SU531/532 Москва – Ташкент – Кабул, SU541/542 Москва – Тегеран – Бомбей – Рангун – Вьентьян – Ханой и рейс SU561/562 Москва - Иркутск с дальнейшей пересадкой на Ан-24 авиакомпании МИАТ до Улан-Батора.
Полеты по расписанию на Ил-18 прекращены в 1976 году. Последний Ил-18Д CCCР-74258 покинул отряд в конце мая 1976 года.
Всего за 18 лет с 1958 по 1976 гг через 63-й отряд прошло 88 самолетов Ил-18 модификаций «А», «Б», «В», «Е» и «Д». Полный список приведен в приложении.
Справочные данные
Таблица 1.
Список Ил-18 всех модификаций, когда-либо работавших в 63-м ло с 1958 по 1976 гг.
75748, 75637, 75638, 75639, 75640, 75641, 75642, 75643, 75644, 75645, 75646, 75649, 75650, 75651, 75653, 75681, 75694, 75711, 75714, 75715, 75716, 75718, 75719, 75721, 75722, 75723, 75726, 75728, 75730, 75736, 75739, 75799, 75800, 75801, 75803, 75818, 75824, 75825, 75828, 75835, 75838, 75841, 75846, 75847, 75848, 75538, 75545, 75546, 75547, 75548, 75549, 75550, 75557, 75569, 75585, 75588, 75589, 75590, 75592, 75594, 75445, 75401, 75413, 75416, 75418, 75419, 75432, 75433, 75435, 75437, 75438, 75439, 75440, 75442, 75450, 75456, 75459, 75460, 75461, 74250, 74256, 74257, 74258, 74260, 74261, 74262, 74263, 74264.
Таблица 2
Рейсы 63-го авиаотряда ТУ МВЛ (ЦУ МВС) на Ил-18 из аэропорта Шереметьево:
Аден через Каир, Ходейду 1972
Аккра через Белград, Рабат, Конакри 1962 – 1963
Аккра через Белград, Бамако, Рабат, Конакри 1964
Аккра через Белград, Алжир, Бамако, Конакри 1965 – 1966
Алжир 1964 – 1965
Алма-Ата 1959
Амман через Ереван, Бейрут 1970
Багдад 1965 – 1966, 1972 – 1974
Багдад через Никосию, Дамаск 1967 – 1968
Багдад через Дамаск 1969 – 1971
Багдад через Тегеран 1970 – 1971
Бамако через Белград, Алжир 1969
Бамако через Тунис 1970 – 1971
Бамако через Тунис, Триполи 1971 – 1975
Бейрут через Ереван 1969 – 1970, 1972 – 1973
Берлин 1960 – 1962
Браззавиль через Каир 1965
Браззавиль через Каир, Хартум, Банги 1970 – 1972
Братислава (туда через Прагу) 1971
Будапешт 1967 – 1968
Варшава 1960 – 1963
Гудаута 1965
Дакка через Тбилиси, Бомбей, Калькутту 1973
Дакка через Тбилиси, Бомбей 1974
Дамаск 1964, 1974
Дамаск через Никосию 1965 – 1966
Дар-эс-Салам через Каир, Ходейду, Могадишо 1968
Дар-эс-Салам через Каир, Хартум, Энтеббе, Найроби 1970 – 1972
Дели через Ташкент 1962 – 1963
Джакарта через Ташкент, Дели, Рангун 1962 – 1963
Джакарта через Ташкент, Карачи, Рангун 1964 – 1966
Джакарта через Ташкент, Коломбо 1964, 1966
Джакарта через Тегеран, Карачи, Коломбо 1964
Джакарта через Ташкент, Карачи, Коломбо, Рангун 1966 – 1967
Джакарта через Ташкент, Карачи, Коломбо 1968 – 1969
Джакарта через Ташкент, Карачи, Рангун 1970 – 1971
Джакарта через Тбилиси, Бомбей, Дакку, Рангун 1972 – 1973
Ереван 1970
Иркутск 1970 – 1975
Кабул через Ташкент 1961 – 1975
Каир 1961 – 1966
Каир через Бейрут 1967 – 1968
Калининград 1967 – 1969
Караганда 1968
Карачи через Ташкент 1964
Карачи через Ташкент, Кабул 1965
Карачи через Тегеран 1966
Коломбо через Ташкент 1964 – 1965
Конакри через Белград, Алжир, Бамако 1967 – 1968
Копенгаген через Стокгольм 1961 – 1962
Куала-Лумпур через Ташкент, Карачи, Коломбо 1969
Лагос через Будапешт, Тунис, Бамако 1970
Лагос через Вену, Триполи 1970 – 1975
Малабо через Одессу, Триполи, Нджамену 1975
Могадишо через Каир, Ходейду, Аден 1969 – 1973
Могадишо через Каир, Аден 1973
Могадишо через Каир, Аден (обратно через Сану, Каир) 1974
Могадишо через Каир, Сану (обратно через Аден, Каир) 1974
Никосия 1964
Никосия через Ереван 1971
Новосибирск 1962
Норильск 1969
Пекин через Новосибирск 1962
Пекин через Омск, Иркутск 1973
Пхеньян через Омск, Иркутск 1962, 1972 – 1974
Пхеньян через Новосибирск 1962
Рабат через Белград, Тунис, Алжир 1965 – 1966
Рабат через Будапешт, Тунис, Алжир 1967 – 1968
Рангун через Ташкент, Коломбо 1964 – 1965
Рангун через Тегеран, Карачи 1967 – 1969
Рим 1965
Симферополь 1968 – 1969
София (туда через Бухарест) 1960
София через Киев, Бухарест 1961 – 1963, 1965 – 1966
София через Киев 1967 – 1968
София 1967 – 1968, 1973
Сочи 1959 – 1961, 1963 – 1970
Тегеран 1973 – 1974
Улан-Батор через Иркутск 1963 – 1964, 1966, 1968 – 1970, 1972 – 1974
Улан-Батор через Омск, Иркутск 1967, 1971
Ханой через Ташкент, Карачи, Калькутту, Вьентьян 1970 – 1971
Ханой через Ташкент, Бомбей, Калькутту, Рангун, Вьентьян 1972
Ханой через Ташкент, Карачи, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1973
Ханой через Ташкент, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1973
Ханой через Ташкент, Карачи, Рангун, Вьентьян 1974
Ханой через Тегеран, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1975
Хартум через Каир 1962 – 1968
Хельсинки через Ленинград 1961 – 1962
Хельсинки 1963
Энтеббе через Анкару, Каир, Хартум 1969
Рейсы 63-го авиаотряда ТУ МВЛ (ЦУ МВС) на Ил-18 из аэропорта Ленинград:
Хельсинки 1963
Рейсы 63-го авиаотряда ТУ МВЛ (ЦУ МВС) на Ил-18 из аэропорта Сочи(Адлер):
Варна 1965
Рейсы 63-го авиаотряда ТУ МВЛ (ЦУ МВС) на Ил-18 из аэропорта Ереван:
Бейрут 1970
Предыдущие статьи цикла:
Ту-114 на международных линиях
Ту-124 на международных линиях
Ту-134 на международных линиях
Ту-154 на международных линиях
Спасибо за внимание.