Найти тему
История транспорта

Ил-18 на международных линиях Аэрофлота

70 лет назад, 26 августа 1952 года для обслуживания международных авиалиний был сформирован 63-й летный отряд Московского управления транспортной авиации ГВФ, базировавшийся в аэропорту Внуково.

В 1958 году авиапарк 63-го летного отряда стал пополняться самолетами Ил-18.

26 августа 1959 года 63-й ло МУТА ГВФ вошел в состав Московской международной авиагруппы. Командиром отряда назначен Василий Ефремович Цыганков.

5 января 1960 года экипаж Ил-18 63-го отряда под управлением И.И. Фролова и В.Е. Цыганкова выполнил первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва – Бухарест – София – Москва.

В течение 1960 было открыто ещё несколько международных линий на Ил-18: Москва – Берлин и Москва – Варшава.

18 августа 1960 года отряд перебазировался в новый аэропорт Шереметьево, который планировалось использовать для международных линий.

Идет погрузка багажа в Ил-18В СССР-75714 в аэропорту Шереметьево, 1960 г.
Идет погрузка багажа в Ил-18В СССР-75714 в аэропорту Шереметьево, 1960 г.

В это же время начались полеты в Каир. Причем напрямую — через Симферополь и Турцию — летать не могли, не пускала Турция. Приходилось идти вокруг: из Москвы шли на Белград, потом выходили на Албанию, Адриатическое море, Средиземное и вдоль берега через Александрию на Каир, как будто из-за угла. Посадку делали только в Белграде.

Как вспоминал позже Петр Георгиевич Хмельницкий, в те годы заместитель командира 63-го отряда:

«В первой половине шестидесятых годов началось освоение рейсов в Юго-Восточную Азию. Открыли Дели. Потом из Дели в Калькутту и Рангун. Поначалу трасса из Москвы в Дели шла напрямую через Гималаи. Это были очень тяжелые полеты. Загрузка большая, топлива не хватало, иногда садились на дозаправку в Алма-Ате. А после вылета не успевали набрать нормальную высоту, как начинались горы-восьмитысячники. 1200 км летишь, а под тобой, совсем рядом, вершины и снег курится... Связи никакой. В горах ничего не установлено, ясное дело, а из-за того, что горы высокие, радиоволны с территорий Индии и СССР не доходят. И так километров 800 летишь, словно в вакууме: ни связи, ни навигации, ничего. Люди и самолет — один на один со своей судьбой. Случись что, даже искать не будут, потому что бесполезно».

2 декабря 1961 года экипаж самолета Ил-18 под управлением командира П.Г. Хмельницкого выполнил технический рейс из Москвы в Джакарту, преодолев в оба конца расстояние свыше 20 000 километров. Вот как описывал Петр Григорьевич тот, первый рейс:

Воздушная трасса из Москвы до Джакарты в 60-е годы была самой протяженной линией Аэрофлота. Открывали мы этот маршрут в декабре 1961 года. Это был технический рейс, который выполнял командир воздушного судна Юрий Овсянников, инструктором и старшим летным командиром был я, а делегацию возглавлял Герой Советского Союза Вячеслав Башкиров. Вместе с нами в Джакарту летел советский цирк.

Дело в том, что в столице Индонезии был выстроен крытый стадион, который советское правительство подарило братскому индонезийскому народу в знак дружбы. И первым выступить на этом стадионе должен был наш цирк. Вот нам и пришлось совмещать технический рейс с перевозкой артистов. С нами летели два медведя — здоровенный Гоша весом в полтонны и неуклюжий добродушный Мишка щенячьего возраста, 19 собак (которых по прилету в Джакарту оказалось 20, потому что одна ощенилась), гусыня, петух, кролики. В переднем салоне сняли все кресла и поставили две клетки для медведей и одну для собак, а остальных животин вместе с их апартаментами поместили в хвосте. Животных сопровождали человек 20 артистов, докторов. Плюс делегация Аэрофлота и наш экипаж. Словом, загрузка полная. Даже слишком.

Взлетели, набрали эшелон, погасили табло. Теперь можно водички попить. Нажали кнопку бортпроводникам. Ждем. И вдруг вопль - душераздирающий, перекрывший гул моторов. А потом звон бьющейся посуды. Что такое!? Кто-то из экипажа пошел посмотреть, в чем дело. Оказалось, бортпроводница приготовила поднос с чаем и соками и понесла его нам. Но пройти между клеток с медведями и собаками можно было только боком. Естественно, возникла дилемма: к кому лицом? Она предпочла собак. Однако Гоша оценил ее выбор по-своему. Когда спина бортпроводницы потихоньку двинулась вдоль его клетки, он просунул сквозь прутья лапищу и от души погладил... Сколько успел. Остальное слышали все пассажиры и экипаж самолета.

После Рангуна осталось лету пять часов с небольшим — и мы в Джакарте. Настроение хорошее, все основные проблемы позади. Скоро экватор. Представитель Аэрофлота в Рангуне дал нам грамоты, которые надо было вручить тем, кто пересекает экватор впервые.

А тут Гоша, видимо, уже уморился лететь или, может, клетка надоела, только принялся он топать из одного угла в другой. И так вдумчиво, со знанием дела шлепал, что самолет стал раскачиваться. Я позвал дрессировщика, говорю: «Уйми зверя! Ведь упадем!» А он: «Капитан, не волнуйтесь! Сейчас будет полный порядок». Добыл откуда-то бутылку марочного коньяка, откупорил и сунул медведю в пасть. Тот зачмокал, зачавкал, засопел от великого удовольствия и пока не опорожнил наполовину, не отдал. И сразу на боковую. Больше и не слышали его до самой Джакарты.

Наконец полет наш завершился, мы приземлились на индонезийскую землю, зарулили. Встречали нас с помпой, журналистов — море. Все вышли из самолета, а последний — глава делегации, генерал в форме с погонами, звездой, все как положено. И выходит он из самолета под руку с нашим косолапым Мишкой, у которого через плечо перекинута фирменная аэрофлотовская сумка. Мишутка, как и подобает цирковому медведю, важно передвигается на задних лапах. Так они под ручку по трапу и спускались. Корреспонденты от восторга с ума посходили: фотоаппаратами щелкали и так, и эдак, и даже на землю ложились, чтобы ракурс нужный поймать. Долго потом газеты пестрели передовицами об Аэрофлоте.

Ил-18В СССР-75718 после возвращения из Индонезии в московском аэропорту Шереметьево. На трапе - делегация Индонезии. Автор – Василий Носков, источник на фото.
Ил-18В СССР-75718 после возвращения из Индонезии в московском аэропорту Шереметьево. На трапе - делегация Индонезии. Автор – Василий Носков, источник на фото.

18 июня 1962 года два самолета Ил-18 под управлением командиров кораблей Г.В. Середы и В.Е. Ларионова выполнили технический рейс по новой воздушной трассе в страны Африки: Марокко, Мали, Гвинею и Гану, преодолев в оба конца расстояние около 22 000 километров.

Ил-18В СССР-75739 63-го ло в аэропорту Шереметьево. На переднем плане – перронный автопоезд с музыкантами оркестра Бенни Гудмана. Крайний справа – Тедди Уилсон. Лето 1962 года.
Ил-18В СССР-75739 63-го ло в аэропорту Шереметьево. На переднем плане – перронный автопоезд с музыкантами оркестра Бенни Гудмана. Крайний справа – Тедди Уилсон. Лето 1962 года.

11 февраля 1964 года из состава Московского управления выделилось новое – Транспортное управление международных воздушных линий (ТУ МВЛ). В состав летной службы вошел и 63-й летный отряд.

21 февраля 1964 года на Ил-18 открыта новая авиалиния Москва – Алжир. Командир корабля В.Г. Лапиков.

14 марта 1964 года Ил-18 полетел по новой трассе Москва – Коломбо (о. Цейлон). Командиры кораблей В.А. Алексеев и Ю.А. Бархаш.

23 июля 1964 года открыта авиалиния Москва – Никосия (Кипр). Командир К.Д. Ясаков.

Кроме работы по расписанию, самолеты Ил-18 обслуживали заказные (чартерные) рейсы с партийно-правительственными делегациями, труппами театров, спортивными командами, организованными группами советских и иностранных туристов. Поэтому Ил-18 советского Аэрофлота можно было встретить во многих точках Европы, Азии и Африки.

Ил-18В СССР-75569 в аэропорту Дубровник, СФРЮ. Автор Reto Fasciati из коллекции Urs Baettig.
Ил-18В СССР-75569 в аэропорту Дубровник, СФРЮ. Автор Reto Fasciati из коллекции Urs Baettig.

Помимо рейсов за рубеж Советского Союза, 63-й отряд в шестидесятые годы выполнял рейсы по расписанию в большое количество аэропортов СССР. Среди них: Адлер, Иркутск, Калининград, Новосибирск, Норильск, Симферополь.

Ил-18В СССР-75728 63-го отряда в аэропорту Адлер, 1960 г.
Ил-18В СССР-75728 63-го отряда в аэропорту Адлер, 1960 г.

Ил-18В СССР-75585 в базовом аэропорту Шереметьево, 1967 год. Автор: Bojar Sandor, источник: fortepan.hu.
Ил-18В СССР-75585 в базовом аэропорту Шереметьево, 1967 год. Автор: Bojar Sandor, источник: fortepan.hu.

В 1972 году в 63-м ло начинается эксплуатация нового реактивного пассажирского самолета Ту-154. С этого момента Ил-18 начинает постепенно сдавать свои позиции. Рейсы, выполняемые на Ил-18, переходили на обслуживание более современными Ил-62 и Ту-154, а Ил-18 передавались в другие управления страны.

По состоянию на 1 июня 1975 года в 63-м отряде было семь Ил-18Д: 75461, 74258, 74260, 74261, 74262, 74263 и 74264, которые выполняли шесть рейсов: SU415/416 Москва – Тунис – Триполи – Бамако, SU417/418 Москва – Одесса – Триполи – Нджамена – Малабо, SU421/422 Москва – Вена – Триполи – Лагос, SU531/532 Москва – Ташкент – Кабул, SU541/542 Москва – Тегеран – Бомбей – Рангун – Вьентьян – Ханой и рейс SU561/562 Москва - Иркутск с дальнейшей пересадкой на Ан-24 авиакомпании МИАТ до Улан-Батора.

Полеты по расписанию на Ил-18 прекращены в 1976 году. Последний Ил-18Д CCCР-74258 покинул отряд в конце мая 1976 года.

Один из последних Ил-18 в 63-м ло СССР-74262 уже в новой окраске Аэрофлота. Берлин, июль 1975 г. Фото: Герхард Макродт.
Один из последних Ил-18 в 63-м ло СССР-74262 уже в новой окраске Аэрофлота. Берлин, июль 1975 г. Фото: Герхард Макродт.

Всего за 18 лет с 1958 по 1976 гг через 63-й отряд прошло 88 самолетов Ил-18 модификаций «А», «Б», «В», «Е» и «Д». Полный список приведен в приложении.

Справочные данные

Таблица 1.

Список Ил-18 всех модификаций, когда-либо работавших в 63-м ло с 1958 по 1976 гг.

75748, 75637, 75638, 75639, 75640, 75641, 75642, 75643, 75644, 75645, 75646, 75649, 75650, 75651, 75653, 75681, 75694, 75711, 75714, 75715, 75716, 75718, 75719, 75721, 75722, 75723, 75726, 75728, 75730, 75736, 75739, 75799, 75800, 75801, 75803, 75818, 75824, 75825, 75828, 75835, 75838, 75841, 75846, 75847, 75848, 75538, 75545, 75546, 75547, 75548, 75549, 75550, 75557, 75569, 75585, 75588, 75589, 75590, 75592, 75594, 75445, 75401, 75413, 75416, 75418, 75419, 75432, 75433, 75435, 75437, 75438, 75439, 75440, 75442, 75450, 75456, 75459, 75460, 75461, 74250, 74256, 74257, 74258, 74260, 74261, 74262, 74263, 74264.

Таблица 2

Рейсы 63-го авиаотряда ТУ МВЛ (ЦУ МВС) на Ил-18 из аэропорта Шереметьево:

Аден через Каир, Ходейду 1972

Аккра через Белград, Рабат, Конакри 1962 – 1963

Аккра через Белград, Бамако, Рабат, Конакри 1964

Аккра через Белград, Алжир, Бамако, Конакри 1965 – 1966

Алжир 1964 – 1965

Алма-Ата 1959

Амман через Ереван, Бейрут 1970

Багдад 1965 – 1966, 1972 – 1974

Багдад через Никосию, Дамаск 1967 – 1968

Багдад через Дамаск 1969 – 1971

Багдад через Тегеран 1970 – 1971

Бамако через Белград, Алжир 1969

Бамако через Тунис 1970 – 1971

Бамако через Тунис, Триполи 1971 – 1975

Бейрут через Ереван 1969 – 1970, 1972 – 1973

Берлин 1960 – 1962

Браззавиль через Каир 1965

Браззавиль через Каир, Хартум, Банги 1970 – 1972

Братислава (туда через Прагу) 1971

Будапешт 1967 – 1968

Варшава 1960 – 1963

Гудаута 1965

Дакка через Тбилиси, Бомбей, Калькутту 1973

Дакка через Тбилиси, Бомбей 1974

Дамаск 1964, 1974

Дамаск через Никосию 1965 – 1966

Дар-эс-Салам через Каир, Ходейду, Могадишо 1968

Дар-эс-Салам через Каир, Хартум, Энтеббе, Найроби 1970 – 1972

Дели через Ташкент 1962 – 1963

Джакарта через Ташкент, Дели, Рангун 1962 – 1963

Джакарта через Ташкент, Карачи, Рангун 1964 – 1966

Джакарта через Ташкент, Коломбо 1964, 1966

Джакарта через Тегеран, Карачи, Коломбо 1964

Джакарта через Ташкент, Карачи, Коломбо, Рангун 1966 – 1967

Джакарта через Ташкент, Карачи, Коломбо 1968 – 1969

Джакарта через Ташкент, Карачи, Рангун 1970 – 1971

Джакарта через Тбилиси, Бомбей, Дакку, Рангун 1972 – 1973

Ереван 1970

Иркутск 1970 – 1975

Кабул через Ташкент 1961 – 1975

Каир 1961 – 1966

Каир через Бейрут 1967 – 1968

Калининград 1967 – 1969

Караганда 1968

Карачи через Ташкент 1964

Карачи через Ташкент, Кабул 1965

Карачи через Тегеран 1966

Коломбо через Ташкент 1964 – 1965

Конакри через Белград, Алжир, Бамако 1967 – 1968

Копенгаген через Стокгольм 1961 – 1962

Куала-Лумпур через Ташкент, Карачи, Коломбо 1969

Лагос через Будапешт, Тунис, Бамако 1970

Лагос через Вену, Триполи 1970 – 1975

Малабо через Одессу, Триполи, Нджамену 1975

Могадишо через Каир, Ходейду, Аден 1969 – 1973

Могадишо через Каир, Аден 1973

Могадишо через Каир, Аден (обратно через Сану, Каир) 1974

Могадишо через Каир, Сану (обратно через Аден, Каир) 1974

Никосия 1964

Никосия через Ереван 1971

Новосибирск 1962

Норильск 1969

Пекин через Новосибирск 1962

Пекин через Омск, Иркутск 1973

Пхеньян через Омск, Иркутск 1962, 1972 – 1974

Пхеньян через Новосибирск 1962

Рабат через Белград, Тунис, Алжир 1965 – 1966

Рабат через Будапешт, Тунис, Алжир 1967 – 1968

Рангун через Ташкент, Коломбо 1964 – 1965

Рангун через Тегеран, Карачи 1967 – 1969

Рим 1965

Симферополь 1968 – 1969

София (туда через Бухарест) 1960

София через Киев, Бухарест 1961 – 1963, 1965 – 1966

София через Киев 1967 – 1968

София 1967 – 1968, 1973

Сочи 1959 – 1961, 1963 – 1970

Тегеран 1973 – 1974

Улан-Батор через Иркутск 1963 – 1964, 1966, 1968 – 1970, 1972 – 1974

Улан-Батор через Омск, Иркутск 1967, 1971

Ханой через Ташкент, Карачи, Калькутту, Вьентьян 1970 – 1971

Ханой через Ташкент, Бомбей, Калькутту, Рангун, Вьентьян 1972

Ханой через Ташкент, Карачи, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1973

Ханой через Ташкент, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1973

Ханой через Ташкент, Карачи, Рангун, Вьентьян 1974

Ханой через Тегеран, Бомбей, Рангун, Вьентьян 1975

Хартум через Каир 1962 – 1968

Хельсинки через Ленинград 1961 – 1962

Хельсинки 1963

Энтеббе через Анкару, Каир, Хартум 1969

Рейсы 63-го авиаотряда ТУ МВЛ (ЦУ МВС) на Ил-18 из аэропорта Ленинград:

Хельсинки 1963

Рейсы 63-го авиаотряда ТУ МВЛ (ЦУ МВС) на Ил-18 из аэропорта Сочи(Адлер):

Варна 1965

Рейсы 63-го авиаотряда ТУ МВЛ (ЦУ МВС) на Ил-18 из аэропорта Ереван:

Бейрут 1970

Предыдущие статьи цикла:

Ту-114 на международных линиях

Ту-124 на международных линиях

Ту-134 на международных линиях

Ил-62 на международных линиях

Ту-154 на международных линиях

Ил-86 на международных линиях

Спасибо за внимание.