«КАМАЗ» запустил экспериментальную перевозку грузов своими беспилотниками по трассе м-11 (Санкт-Петербург – Москва).
Событие громко осветили СМИ и блогеры.
Только ленивый не написал об этом на своем канале. Единственное, что одни писали в позитивном ключе.
Другие – в виде призыва беспилотники выехали, лучше оставайтесь в этот день дома.
Меня как инвестора больше интересовала мысль. Как производство беспилотной тяжелой техники отразится на ПАО «КАМАЗ». А точнее на прибыль завода, так как самый важный вопрос для меня при покупке акций – какая потенциальная доходность от бизнеса.
Немного поразмышляла о перспективах «КАМАЗа» в свете активного освоения беспилотной техники
Сначала поглядим на прошлые финансовые достижения компании. Прибыль за последние три года
2019 – (-1,86 млрд рублей)
2020 – 3,3 млрд рублей
2021 – 4,4 млрд рублей
То есть в 2020 году у компании случился «квантовый» скачок в прибыли.
Сказались такие факторы, как увеличение выпуска продукции, субсидия от государства в 1 трлн рублей на реконструкцию предприятия. И прибыль начала уверенно расти, пока не грянул 2022 год.
За 2022 год «КАМАЗ» финансовые операции в формате МСФО не раскрывает
Пользуется возможностью предоставленной государством. Кстати 1 июля такая «отсрочка» заканчивается, и продлят ли ее дальше не известно.
Есть отчетность по РСБУ за 2022 год, в которой нет данных по полученной прибыли, а есть только цифры по выручке. Так вот глядя на выручку я вижу, что выручка увеличилась не значительно, всего на 7% по сравнению с 2021 годом.
А котировки за последние полгода взлетели более, чем на 90%. Причем не понятно на чем. То выпустили новость, что «КАМАЗ» легализовал свои отношения с оборонной промышленностью + крупный госзаказ на автобусы.
То на слухах, что дочернее предприятие "Атом" готовится к серийному выпуску электромобилей.
Кто-то на заявлениях руководства о том, что компания 2022 год отработала значительно лучше, чем в 2021 году ждал щедрых дивидендов.
Кстати, дивиденды за 2022 год рекомендованы в размере 1,84 рубля, что составляет меньше 1% от текущей цены акции.
На этой неделе еще горячая новость выкатилась в СМИ об экспериментальном запуске беспилотных грузовиков.
Опять понеслась дикая эйфория и ожидание ракеты в акциях «КамАЗа». То, что акция уже дико переоценена мало кто замечает. Некоторые инвесторы начали «заливать по полной» в эту акцию.
Думая, наверное, что запуск данных беспилотников будет генерить бешеную прибыль.
Что я могу сказать о запуске беспилотников "КАМАЗа"
- На данный момент – это эксперимент. Чтобы выйти на коммерческую составляющую и окупить замену водителя-дальнобойщика на умную систему, нужно чтобы зарплата водителя была около 300к в месяц. Много вы знаете водителей с такой зарплатой?
- Как минимум три года понадобится чтобы наработать маршрутные данные с инженером-наладчиком и это только по одной трассе.
- Для полноценной работы системы нужны отдельные трассы. Когда их смогут построить по всей стране?
- И еще много нюансов.
Генеральный директор «КАМАЗа» заявил, что ожидания по прибыли в 2023 году – 5 млрд рублей. Это означает, что при текущей капитализации 136,4 млрд рублей, Р/Е компании составит 27.
Это же насколько переоценен «КамАЗ»?
Если смотреть на стратегию компании на 10 лет вперед - эксперимент с запуском беспилотников скорее всего окажет позитивное влияние. Но когда это еще будет. Могу и не дожить.
Поэтому по текущей цене я не готова брать акции «КАМАЗа»
А вы видели КАМАЗы-беспилотники на дорогах?
У меня еще есть телеграм-канал🤗