Жалоб хабаровчан, что в вечернее время дождаться нужный автобус практически невозможно, в последние годы стало очень много. Особенно тяжело в зимнее время - в лучшем случае людям приходится стоять по полчаса, чтобы наконец попасть домой. В худшем - добираться пешком или на такси, которое к вечеру становится в два, а то и в три раза дороже. Об этом регулярно сообщают наши читатели. Один из примеров: поездка из Южного до Карла Маркса.
- Пытались уехать с «Заводской». Было начало десятого, и ни одного автобуса, на котором можно добраться в сторону Большой. Такси стоило порядка пятисот рублей, что дороговато. В итоге пошли на трамвай, где нам сказали, что идут до депо и больше вагонов не будет. На депо простояли еще минут 15 и кое-как смогли уехать на автобусе № 25 до Уссурийского бульвара. Уже оттуда пошли до Муравьёва-Амурского, где еще ходил троллейбус. На нем мы доехали до Карла Маркса и далее пешком пошли до дома. То есть, чтобы уехать с конца города ближе к центру, нужно пройти квест, - поделился Илья, хабаровчанин.
Кстати, с Карла Маркса в сторону Северного в позднее время доехать практически невозможно. По словам местных жителей, с девяти вечера автобусы почти исчезают, а в 21:30 шанс добраться до дома сводится к нулю. И это при том что многие заканчивают работу после восьми, а то и десяти вечера (особенно это касается тех, кто трудится в сфере услуг). К этому часу ожидание общественного транспорта теряет всякий смысл.
Потому пассажиры с теплом вспоминают времена 2000-х, когда ситуация с общественным транспортом в городе была куда лучше.
- Никогда такого бардака не было! После десяти вечера можно было уехать даже из Южного микрорайона! Как только все частникам отдали, так все - автобусы уже в 20:00 -21:00 едут в гараж, - рассказал Евгений.
Жители Базы КАФ поделились, что раньше спокойно могли уехать из центра в свой район даже тогда, когда стрелка часов близилась к 23:00.
- Насколько помню, в 22:40 уходила последняя «восьмерка» из центра, и проблем не было. Я тогда еще на «Энергомаше» работала допоздна и успевала к этому времени пешком дойти до остановки «Госбанк». Не помню, чтобы хоть раз автобус не пришел, он, по-моему, тогда еще муниципальный был. Не было с этим сложностей, не приходилось на такси до дому добираться, - отметила Вероника, хабаровчанка.
Кстати, раньше на такси люди особо не ездили, а ловили попутки, что было гораздо дешевле и проще. Услуги таксомотора стоили очень дорого, никаких агрегаторов и близко не было.
В сторону «Амуркабеля» можно было добраться вечером из центра на маршрутке № 73, последняя отходила примерно в десять вечера. Самый поздний автобус № 14 ждал своих пассажиров от Комсомольской площади чуть позже. Даже по такому экзотическому маршруту, как Большая - Северный микрорайон, хабаровчане могли беспрепятственно добраться.
- Помню, что с остановки «Степная» можно было уехать до «Автодора» после 22:00. Автобус, не помню уже какого маршрута, приходил строго по расписанию. Теперь это просто нереально, - отметил Виктор, хабаровчанин.
Соблюдение графика было важным элементом того времени. Сейчас же создается впечатление, будто расписание составили, чтобы оно просто было, а транспорт подъезжает к остановке, когда это удобно водителям.
Транспортная доступность и порядок закончились примерно одновременно с муниципальными маршрутами. Когда городской автобусный МУП похоронили и перевозкой вплотную занялись коммерсанты, автобусы стали исчезать с улиц. Хотя в начале 2000-х считалось, что бизнесмены как раз сделают общественный транспорт лучше. Но вышло иначе. Большинство перевозчиков, чувствуя свою безнаказанность, с каждым годом работают все хуже, а оплаты требуют все больше.
Кстати, многие хабаровчане, говоря о 2000-х, вспоминают легендарный частный автобус № 333, который ходил по замысловатому пути из центра через Энергомаш в Южный. Предприниматель, организовавший этот удобный для горожан маршрут, умудрился получить все разрешения, минуя мэрию, и составил конкуренцию сразу нескольким «легальным» городским перевозчикам. Власти города боролись с «самовольным» перевозчиком несколько лет, без конца происходили стычки между конкурирующими водителями. В итоге 333-й куда-то исчез. То ли власти его победили, то ли предпринимателю просто надоело.
Напомним, ранее старые вывески на улицах Хабаровска изучил DVHAB. На календаре уже 2023 год, но многие организации в городе до сих работают под вывесками, которые изготовили еще пару десятилетий назад. Некоторые предприятия давно закрылись, однако опознавательные знаки, оставшиеся от них, все еще красуются на хабаровских улицах.
Рина Курдюмова, новости Хабаровска на DVHAB.ru