Профессиональная этика – это совокупность установленных норм и правил деятельности в той или иной профессиональной области. Существует профессиональная этика врача, адвоката, педагога. Свод этических правил сформировался и в научном сообществе.
Основной целью научной деятельности должен служить поиск истинного знания, а результаты любого исследования проходить проверку достоверности. Приписываемая Сократу фраза «Платон мне друг, но истина дороже» в современном этическом кодексе означает, что перед наукой равны все ученые, независимо от прежних заслуг и авторитета. Лишь доказательства могут лежать в основе утверждения. Работы как именитого ученого, так и начинающего исследователя в равной степени должны подвергаться проверке и критическому анализу.
Также примат истины означает недопустимость подтасовки результатов исследований, тенденциозного или выборочного предоставления общественности результатов, представление их в более выгодном свете.
Неэтичным признается плагиат, отсутствие отсылок к авторству тех или иных идей, данных, текстов, любые попытки выдать чужие достижения за свои собственные, обесценить вклад других ученых в открытие и результаты работы.
Часто в работе над проектом участвует группа ученых. Для таких случаев разработаны этические принципы соавторства:
- каждый, кто внес интеллектуальный вклад в результат работы, должен быть указан в качестве соавтора. Этот постулат направлен против присвоения всех «лавров» главой коллектива, наиболее именитым ученым из группы, научным руководителем или администрацией ВУЗов в отношении студентов, магистрантов, аспирантов;
- каждый, кто перечислен в качества соавтора, должен внести существенный прямой интеллектуальный вклад в работу. Те же, кто предоставлял техническую поддержку, финансировал исследование, обеспечивал другие важные сопутствующие нужды, при всей значимости их вклада, без которого проект не мог быть реализован, соавторами являться не могут. Лицам, содействовавшим в реализации исследования любыми средствами, помимо собственно научного участия, авторы посвящают часть статьи с благодарностями;
- неэтичным признается и «почетное» соавторство, «торговля» соавторством, поскольку это ведет к снижению качества науки и образования;
- в области социальных наук, медицинских и генетических исследований к общенаучным этическим принципам добавляются нормы, связанные уже не со взаимоотношениями внутри научного сообщества, а непосредственно с предметом исследования. Социальные эксперименты, такие как эксперимент Милгрема или «Третья волна», дают неоценимые сведения о природе человека и его групповом поведении, однако, исследователи должны постоянно оценивать соотношение целей и средств исследования. Этические ограничения касаются возраста испытуемых и других норм морали и нравственности, а в ряде случаев находятся на стыке с религиозными догматами (например, дискуссия вокруг возможности клонирования человека). На многие этические вопросы ученые пока не могут дать единого и окончательного ответа.
Четыре основополагающие общенаучные ценности, относительно которых существует консенсус, сформулировал американский социолог Р.К. Мертон.
Универсализм – истинность и результаты исследования должны оцениваться безотносительно возраста, пола, расы ученого, а также его титулов, званий и авторитета. Ничто не принимается на веру лишь за счет имени автора, ничто не отвергается из-за неопытности и неизвестности ученого.
Общность или коллективизм – научное знание должно становиться общим достоянием, результаты, полученные исследователем, при закреплении за ним авторства и обязательности ссылки на его работу, тем не менее, становятся общедоступными в смысле возможности их свободного использования другими учеными в дальнейшей работе.
Организованный скептицизм – необходимость подвергать критике и перепроверке как свои результаты, так и данные других ученых. Ученый, выявивший ошибку в исследовании коллег, должен сделать это достоянием общественности, сокрытие значимых для науки сведений является неэтичным. А опираясь в своей работе на данные других авторов, самостоятельно перепроверить их на предмет достоверности.
Бескорыстность – главным стимулом научной деятельности должно служить стремление к знанию, а не личная выгода, слава, обогащение, которые являются лишь дополнительным следствием научных достижений.