Найти в Дзене

Забытое. Советское. Прекрасное. Выпущены архивные записи легендарного композитора Олега Каравайчука

Кто-то называет его фриком, кто-то — гением, кто-то — городским сумасшедшим. Истина, как обычно, где-то рядом. Олег Каравайчук — ленинградский композитор, который был слишком непредсказуемым, чтобы ему можно было доверить выступать на публике в Советском Союзе. Поэтому его допустили лишь к написанию музыки к фильмам.

В случае Каравайчука отделить факты от мифов бывает крайне сложно. Да и нужно ли? Будущий композитор родился в Киеве в 1927 году. Первое произведение написал в два года. В семь лет выступил на правительственном концерте перед Сталиным, который распорядился подарить мальчику белый рояль.

Всю жизнь он жил музыкой, которая звучала в голове и выходила через руки: свободной от догм и ограничений. Кажется, земные тяготы его не тяготили и даже почти не касались. Он существовал в потоке удивительных звуков, принадлежа какому-то иному эфиру.

Прикоснуться к этому потоку позволяет сборник, вышедший в рамках просветительского проекта Олега Нестерова «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР». Проект посвящён феномену советской музыки в кино. Обращение к Каравайчуку было закономерным.

Отлучённый от большой сцены, Олег Каравайчук написал музыку для более сотни фильмов (с документальными — порядка двух сотен). Его композиции можно услышать в картинах «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Город мастеров», «Мама вышла замуж», «Чёрная курица или подземные жители», «Два капитана», «Поднятая целина» и многих других. Каравайчук сотрудничал с Сергеем Параджановым, Василием Шукшиным, Ильёй Авербахом, Кирой Муратовой, Петром Тодоровским.

В подборку вошли найденные в архивах оригиналы записей, которые в дальнейшем сводились в звуковую дорожку на перезаписи. Некоторые из них не вошли в финальный монтаж. Это очень странная музыка. Не похожая ни на что. Одновременно принадлежащая своему времени — и свободная от любых привязок, вне категорий и классификаций. Не случайно перед Каравайчуком преклонялся Сергей Курёхин.

Лишь в перестроечные времена Олег Каравайчук начал выступать на публике. Чаще всего — в небольших залах. Импровизируя, эпатируя и вступая в разговоры с публикой. Полулёжа, лёжа, в танце и с наволочкой на голове — чтобы ничего не отвлекало. Каравайчуку посвящён поразительный документальный фильм «Олег и редкие искусства». Посмотрите — не пожалеете!

Каравайчук предпочитал образ жизни затворника. Жил с матерью на Васильевском острове, позже — в Комарово. Бродил по городу, облачившись в тёмные очки и берет, из-под которого выбивались длинные космы. Местные принимали его за старушку со странностями. Олег Каравайчук выступал до последних дней своей жизни — и ушёл 13 июня 2016 года.

Спасибо, что дочитали и дослушали!