Поиграть любят самые разные люди: от дошкольников до пенсионеров, от «игроков по случаю» со смартфонами до киберспортсменов.
Как выглядит «усредненный» геймер? Разобравшись с этим, мы поймем тенденции развития индустрии и рынка, а также сможем предсказать их дальнейшую судьбу.
Начнем с глобальной картины:
Мировые тренды
Тенденция последних 8-7 лет — триумф «мобилок». Игры на сотовых телефонах появились в середине девяностых, а в 2010-х стали приносить больше прибыли, чем консольные (включая портативные устройства), компьютерные и, тем более, аркадные залы. Упадок (но не исчезновение) последних начался со середины-конца 1980-х. Причины: распространение мобильных телефонов, а также недорогого и быстрого Интернета. Смартфоны потеснили портативные консоли вроде Nintendo DS и взрастили новую аудиторию — в основном, казуалов всех возрастов.
Развитие Интернета привело к росту онлайн-игр на всех платформах: MMORPG, MOBA, battle royale, коллекционных карточных игр и т.д. С ними вырос киберспорт, стриминг-платформы и сопутствующая инфраструктура. Так 70% китайских геймеров играют в популярные киберспортивные проекты, а 80% смотрят стримы. Самые популярные жанры сейчас (данные Exploding Topics): казуальные игры (отметило 63% респондентов), экшены (39%) и шутеры (39%).
С 2015 по 2022 число геймеров в мире выросло на целый миллиард. Сейчас их 3,2 миллиарда — чуть меньше половины всех землян. 55% (1,7 миллиарда) из них живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 15% — на Ближнем Востоке и в Африке, 13% — в Европе (Newzoo). В первом кластере находятся несколько самых населенных стран: Индия, Китай, Индонезия и Пакистан. Азия — самый быстрорастущий рынок. Развивается Африка: здесь все больше владельцев смартфонов и растет покрытие сетей.
Если говорить о половом составе, то мужчин-геймеров 55%, но число играющих женщин по миру растет. Во Франции девушки-геймеры доминируют, а в Канаде их столько же, сколько мужчин. Средний возраст игрока далек от детского или подросткового: это 35 лет. За последние несколько лет он вырос — повзрослело поколение SNES и PS1.
Итог следующий: типичный геймер с планеты Земля в 2023 году — не ценитель RTS с ПК или фанат Кодзимы с PS5, а, скорее, житель Китая или Нигерии со смартфоном, играющий во что-то казуальное. Это не значит, что студиям и паблишерам нужно ориентироваться только на таких игроков. Многое зависит от конкретного рынка и сегмента.
Российские геймеры
Как российская картина отличается от общемировой? Не слишком. По данным Qiwi (исследование опубликовано в мае 2023 года) наш среднестатистический геймер — это мужчина с высшим образованием, семьей и средним доходом. Большая часть респондентов (62%) играет более 5 лет, половина уделяет своему увлечению 5 часов и более по выходным. Игроки в возрасте от 14 до 24 лет тратят на игры значительно больше.
По данным аналитического центра НАФИ играет 60% россиян. Это 88 миллионов человек и рост в 3 раза по сравнению с 2018 годом. Сюда входят как играющие от случая к случаю, так и те, для кого это привычное занятие. 55% жителей РФ 12-64 лет играет регулярно (Mediascope). Среди наших геймеров больше мужчин, чем в среднем по миру — 59%. Активно интересуются киберспортом 10% россиян. Хорошо знают, что это, около 17% (в 2018 их было 13%).
Типичный российский геймер — «мобильщик» (76%) и «ПК-шник» (60%). Его затраты на игры — до 3000 рублей в месяц (через электронные кошельки). Самые популярные жанры: шутеры, паззлы, стратегии и квесты. Лидерами среди опрошенных Qiwi стали ААА-проекты: Counter-Strike (13%), World of Tanks (11%), Grand Theft Auto (9%), Call of Duty (9%), Dota 2 (8%), Minecraft (8%) и PUBG: Battlegrounds (7%).
Подведем итог:
Если вы работаете или хотите работать в геймдеве, нужно уметь анализировать информацию. Без знания целевой аудитории будет трудно сделать успешный продукт. Качественное исследование рынка может дорого стоить и требует больших затрат, но и из общедоступных данных можно почерпнуть немало полезного. С настоящим понятно, а какими будут геймеры будущего? Об этом мы еще поговорим.
Источники:
1. Josh Howarth. How Many Gamers Are There? (New 2023 Statistics).
2. Number of users of video games Worldwide 2017-2027.
3. Bojan Jovanovic. Gamer Demographics: Facts and Stats About the Most Popular Hobby in the World.
4. 6 Gaming Trends to Watch Now: Get Ready for a Revolution.
5. Goose Gaming. Половина россиян — геймеры: разбираем свежее исследование Mediascope.
8. Гейминг в России — 2022. Социальные и экономические эффекты.
9. Marko Dmitrievski. Gaming Statistics — 2023.
Больше статей:
Герои геймдева: Нил Дракманн
5 лучших игр нашего детства
Геймдев Японии: часть 1