В 2023 году исполняется 270 лет со дня рождения героя Отечественной войны 1812 года, графа, донского атамана М.И. Платова. Указом Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева № 97 от 23.09.2022 г. 2023 год на Дону объявлен «Годом атамана Матвея Ивановича Платова». В связи с юбилеем знаменитого донского атамана я начинаю поглавно публиковать свою книгу «Атаман Платов», только что вышедшую в ростовском издательстве «Мини-Тайп».
Готовился к долгожданному сражению и Наполеон, полагая, что это и будет то самое решающее сражение, в котором он, безусловно, разгромит русских и принудит императору Александра к заключению выгодного для себя мира.
Еще двадцать первого августа, когда Великая армия находилась на отдыхе в Гжатске, Французский император приказал начальнику главного штаба маршалу Бертье «устроить перекличку готовым к бою войскам». Подсчет, произведенный начальниками корпусов, показал, что император располагал 123 тысячами солдат и офицеров: 103 тысячами пехоты и 20-ю тысячами кавалеристов. Орудийный парк французской армии насчитывал 587 орудий.
Согласно данным маркиза Жоржа де Шамбре, перекличка, проведённая двадцать второго августа, показала наличие в составе французской армии 133 815 строевых чинов (за некоторых отставших солдат их товарищи отозвались «заочно», рассчитывая, что те догонят армию). Однако это число не учитывает 1.500 сабель кавалерийской бригады дивизионного генерала Клода-Пьера Пажоля, подошедших позже, и 3 тысячи строевых чинов Главной квартиры. (Земцов В.Н. Битва при Москве-реке. М..2001. С.260-261).
Французские исследователи профессора Эрнест Лависс и Альфред Рамбо в многотомной «Истории Х1Х века» количество армии Наполеона на Бородинских полях определяют в 130 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. («История Х1Х века». Под ред. профессоров Э.Лависса и А.Рамбо. Т.2. М.,1937. С.263).
Наполеон давно жаждал генерального сражения и был уверен, что непременно разгромит русских, хотя знал, что русская армия, русские солдаты и офицеры обладают высокими боевыми качествами. Накануне сражения французы захватили в плен повара атамана Платова и одного из казаков из его корпуса. Наполеон нашел время лично побеседовать с казаком, который сделал вид, что не узнал императора Франции и был весьма откровенен с ним.
- Если бы ваш император Наполеон имел в своей армии казаков, - говорил донец, - то он давно был бы уже китайским императором. Не будь в русской армии казаков, французы уже захватили бы Москву, Петербург и Казань. Именно мы, донские казаки, все время задерживаем их, - самоуверенно заключил донец.
Наполеон, выслушав хвалебную речь казака, улыбнулся краешком своих тонких губ.
- Кто из французских полководцев больше всех нравится казакам? – через переводчика спросил Наполеон пленника. Немного подумав, казак ответил:
- Маршал Мюрат, неаполитанский король!
Наполеон удивленно вскинул брови. Заметив это, донец пояснил:
- Король храбр, всегда первым кидается в бой. Мы видели это много раз и дали себе зарок не убивать его, а беспременно захватить в плен. («История Х1Х века». Под ред. профессоров Э.Лависса и А.Рамбо. Т.2. М.,1937. С.263).
Присутствовавший при этой беседе Арман де Коленкур записал понравившиеся ему рассуждения донского казака, отразив затем их в своих мемуарах.
Наполеон совершенно не случайно в этот ответственный момент накануне важнейшего сражения нашел время для беседы с простым казаком. Ведь и штаб французского императора и сам он всерьез подумывали об обращении донцов на службы французской империи. Наполеон располагал сведениями о якобы имеющихся сепаратистских настроениях на Дону. Об этом же писал в одном из своих посланий английский генерал Роберт Вильсон, представитель при русском штабе, говоря, что Наполеон «пришел произвести в самой России революцию и взбунтовать донцов, как народ, к которому он имеет особое уважение и благорасположения которого желает снискать лаской». (Тарле Е. Соглядатай Наполеона 1 о русском обществе 1808 г. // «Современный мир». 1910. № 12. С.56). Откуда мог знать штаб Наполеона о наличии сепаратистских тенденций на Дону, если таковые имелись? Подобные сведения, скорее всего, поступали к французам от иностранцев, посещавших казачьи земли, в частности, от Антония Людовика де Романо, несколько лет проведшего на Дону, а потом служившего Наполеону.
В 1808 году неизвестный француз-информатор сообщал из Петербурга в Париж: «Казаки терпеть не могут жителей Великороссии, почти так, как ирландцы – англичан».3 (3 Безотосный В.М. Донской генералитет и атаман Платов в 1812 году. С.89). Два года спустя на Дон были отправлены два разведчика-француза «с целью проведения антирусской пропаганды, помимо сбора сведений».4 И уже в разгар войны 1812 года на Дону была выявлена разведывательная группа во главе с полковником А.Платтером, работавшая на Наполеона. (Безотосный В.М. Разведка Наполеона в России перед 1812 г. // «Вопросы истории». 1982. № 10. С.92).
Накануне вторжения Великой армии Наполеона в Россию специальные агенты получили от министра иностранных дел Франции Г.-Б.Маре задание «найти среди казаков какого-либо смелого, который бы отважился организовать восстание и повторить историю Пугачева».
В атаманы к донским казакам набивался и маршал Мюрат. Но все это – и надежды на измену казачества России в решающий час испытаний и атаманство неаполитанского короля – все это было нелепо и несерьезно. А на атаманство Мюрата даже Наполеон смотрел весьма скептично. По свидетельству Сюгера, Наполеон, узнав о намерениях своего маршала стать атаманом донских казаков, воскликнул:
- Мюрат – король казаков?! Какое безумие! (Коленкур Арман, де. Мемуары. С.128).
Впрочем, биограф Мюрата Ж.Тюлар утверждал, что шурин Наполеона всерьез мечтал «о создании отдельного казачьего царства по заключении мира» во главе с самим собой. (Тарле Е. Соглядатай Наполеона 1 о русском обществе 1808 г. // «Современный мир». 1910. № 12. С.56;Безотосный В.М. Разведка Наполеона в России перед 1812 г. С.92).
Вечером двадцать пятого августа Наполеон в сопровождении свиты объехал позиции своих войск, побывал на всех редутах, несколько раз проехал по всей линии, чтобы по собственному впечатлению составить представление о позиции русских, о численности армии Кутузова в каждом пункте обороны. Затем он побывал в различных корпусах армии, беседовал с маршалами – сдержанно и сурово, с солдатами – ласково, по-отечески.
По общему мнению специалистов, Наполеон в совершенстве владел искусством оценки местности, точно и умело определял слабые и сильные пункты позиции, препятствия и выгоды, которые располагала местность. Блестящий артиллерист, он первым в истории войн стал применять массированный артиллерийский огонь, сосредоточивая на решающем направлении сотни орудий. На главном участке атаки он неизменно создавал подавляющий перевес в пехоте и кавалерии. Искусство Наполеона в этом отношении не имело себе равных в то время. Громадный опыт сражений почти безошибочно подсказывал ему, когда в ходе боя необходимо ввести главный резерв, чтобы разгромить противника, а затем беспощадным преследованием довершить разгром.
В своей богатой военной практике Наполеон часто применял обход позиции противника с флангов и тыла, предварительно сковав его силы с фронта. Или, прорвав фронт неприятеля в тактическом центре, он вводил в бой свой главный резерв. В любом случае это приводило к молниеносному и сокрушительному разгрому противника.
И вот теперь здесь, на Бородинском поле, тщательно изучив позицию русской армии, Наполеон нашел ее слабое место. Оно находилось в центре левого крыла на флешах у деревни Семеновское. Здесь Наполеон сосредоточил восемьдесят тысяч своих войск и четыреста орудий, тут он задумал прорвать фронт русской армии, обойдя ее главные силы, расположенные в центре и на правом фланге, прижать их к Москве-реке и Колоче и уничтожить или пленить. Одновременно с главной атакой на флеши Наполеон предполагал ударить и по правому крылу русской армии итальянским корпусом Евгения Богарне, а левый фланг обойти польским корпусом Юзефа Понятовского.
Михаил Астапенко, член Союза писателей России,Академик Петровской академии наук (СПб).