Несмотря на то, что социальные сети в первую очередь построены на обмене фотографиями и видео, до сих пор для многих людей сложно выложить свою собственную фотографию. Дело не в том, что человеку это неинтересно или он этого вовсе не желает. Довольно часто это история про то, что человеку сложно позировать перед камерой, а результат фотосессии скорее удручает, нежели радует. Aif.ru обратился к психологу-сексологу Ольге Парамоновой, чтобы узнать, что стоит за страхом фотографироваться и как это изменить.
Дисморфофобия
Начнем с самого сложного — дисморфофобии. Это категоричное критическое отношение к себе и своей внешности при отсутствии явных внешних недостатков. В таком случае нелюбовь к фотографированию и снимкам со своим изображением — это всего лишь следствие тотального неприятия себя. Истоки дисморфофобии закладываются в детстве в виде критических замечаний: «Ты на голову выше. Ты слишком худая. Ты толстая. У тебя нос, как у твоего папаши (это усугубляется, если отца нет в семье и его постоянно поливают грязью в присутствии ребенка)». Единственная естественная реакция на подобные заявления близких — спрятаться. Вырастая, люди либо избегают зеркал, фотоаппаратов и своего отражения, либо без конца рассматривают свою внешность с целью выявить недостатки и перекроить их с помощью пластических операций, которые удовлетворяют лишь на короткое время. Единственное, что может помочь изменить устоявшееся внутреннее негативное ощущение себя, — длительная кропотливая терапия.
В жизни я другая!
Существует иная ситуация, когда человек себе нравится в жизни, в зеркале, но, глядя на фотографии, он видит абсолютно другого, не похожего на себя, некрасивого человека. Это связано с тем, что, когда мы смотримся в зеркало, мы видим свой отзеркаленный образ: наше лево становится справа, а наше право — слева. Когда нас кто-то фотографирует, мы смотрим на себя чужими глазами. Из-за этого происходит внутренняя нестыковка двух образов. Помимо этого, остановленное мгновение в кадре так же сильно усугубляет восприятие своего изображения на фотографиях. В жизни мы видим себя живыми, эмоциональными, подвижными. На снимке мы останавливаемся и замираем, четко фиксируя контуры, формы и детали. Добавьте сюда свет и камеру, которые съедают или добавляют четкость и контраст. Как ни крути, но техника без дополнительных манипуляций с освещением и обработкой фотографий не может создать то, что видит человеческий глаз.
Я чувствую себя скованной перед камерой!
Когда люди говорят о своей скованности, появляется желание расспросить: «Почему им так сложно расслабиться? О чем они думают в этот момент?» В ответах можно обнаружить много интересного. Кто-то беспокоится о том, что сейчас думает о нем фотограф, кто-то заглядывает в будущее и представляет, как отреагируют другие на эти фотографии. Человек вместо того, чтобы расслабиться и насладиться позированием перед камерой здесь и сейчас, с каменным лицом переворачивает тонны внутренних переживаний у себя в голове. Благодаря этому процессу на снимке проявляется застывшее искаженное мыслями лицо.
Если вернуться к фотографу, которого многие стесняются, то можно вспомнить себя на его месте. Чего вы хотели от модели (друга, мужа, жены, ребенка), когда ее фотографировали? Как правило, фотограф мечтает о раскованной модели, которая трясет головой, смеется, играет перед камерой, показывает разные позиции и помогает сделать красивые снимки. Если появляются мысли: «Он косо на меня смотрит», то, скорее всего, истоки этого лежат в прошлом, где человеку запрещали проявляться: «Ты туда не ходи. Стань там. Помолчи. Веди себя прилично». И тогда на фотосессии человеку сложно сделать шаг влево или шаг вправо.
Кто увидит эти фотографии?
Иногда люди не желают фотографироваться, потому что они не хотят, чтобы кто-то узнал, что они были в это время, в этом месте и с этими людьми. Кому-то удается отказаться, а чье-то нежелание проявляется на их лицах и позах на фотоснимках. Сюда же можно отнести категорию «суеверных» людей, которые боятся, что их снимки кто-то использует им во вред: сделает приворот или наведет порчу. Ну и третья категория людей — которым процесс фотографирования неприятен на бессознательном уровне. Если попробовать разложить его на этапы, то получится, что человек готовится, его рассматривают, прицеливаются, а затем неожиданно звучит щелчок. Кем-то все это воспринимается как посягательство на личную территорию и нарушение границ. Если у человека есть желание, то с этим можно поработать в личной терапии.
Только не говорите мне, что нужно делать!
Если сравнить отношение мужчин и женщин к фотографированию, то можно заметить весомую разницу. Женщины любят, когда ими любуются, восхищаются, помогают, а мужчины раздражаются, если начать им указывать, как встать, куда посмотреть. Они не против живых, спонтанных кадров, без прямого указания. Это связано с тем, что женщины ощущают себя как объект, о котором необходимо заботиться, а мужчины, наоборот, разделяют мир на объекты, которыми они готовы овладеть, завоевать, оберегать. Если обратить внимание на то, как ведет себя новорожденный ребенок, то девочки смотрят в глаза тому, кто ее взял, и безмолвно говорят: «Я у тебя есть. Смотри на меня. Оберегай меня». Мальчики, наоборот, смотрят с любопытством по сторонам, изучая окружающий мир в поисках своей будущей добычи. Когда женщина просит мальчика или мужчину попозировать, он воспринимает себя как объект, которым любуются и двигают. В то время как он сам не прочь кем-нибудь полюбоваться и завладеть.
Что со всем этим делать?
К сожалению, социальные сети и глянцевые журналы создают иллюзию, что есть фотогеничные люди и есть обычные «некрасивые», не предназначенные для фотографирования. На самом деле у красивой фотографии есть изнанка — гигантская кропотливая работа фотографа, модели, визажиста, стилиста и тысяча снимков, из которых выбирают один, который увидит весь мир. А не так, что утром проснулась — и на тебе, модель. Если человек это примет, то у него появится шанс научиться позировать и кайфовать от процесса.
Клин клином вышибают
Если за трудностью фотографироваться стоит неудачный опыт, то человек неосознанно делает вывод, что любая следующая попытка будет неудачной: «Опять я буду некрасивая». Так он или она останавливают себя и не пробуют еще раз, чтобы не испытывать неприятные ощущения. Парадокс заключается в том, что изменить свой внутренний настрой можно исключительно в новом позитивном опыте. Для этого необходимо спросить себя: «В каких условиях я буду чувствовать себя комфортно? Кто должен меня пофотографировать, чтобы я смогла расслабиться и проявить себя?» Выбрать фотографа или попросить подружку сделать одну фотосессию, затем вторую, третью. Таким образом негативный опыт постепенно перекроется позитивным, и человеку понравится не только позировать, но и рассматривать себя на фотографиях.
Групповая фотография
Групповая фотография не дает возможности взять себе время и подготовиться. Фотографирование происходит спонтанно и неожиданно. Для таких снимков необходимо готовиться заранее. Узнать свою рабочую сторону, как поправить волосы, как выпрямить спину, выдвинуть подбородок, втянуть живот, поставить ногу. Перед зеркалом научиться быстро принимать правильную позицию. Затем попробовать сфотографироваться, изучить фотографию, посмотреть, что именно в ней не нравится, и доработать позу. То есть человеку необходимо выстроить свое выигрышное положение и заучить его, чтобы он смог в неожиданных ситуациях беспроигрышно фотографироваться для общих фотографий.
За красивыми фотографиями стоит как большая техническая работа, так и эмоциональная свобода человека. Если разложить свое внутреннее напряжение по этим составляющим, то можно решить эту задачу в несколько этапов. Для кого-то будет достаточно потренироваться у зеркала, а кому-то предстоит работа с психологом.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ